Формирование системы оценивания результатов учебной деятельности роль самооценки самоэк

Копанцева Т.А., Панова В.А.

Учителя МБОУ СОШ № 201 «Согласие» г. Екатеринбурга

Формирование системы оценивания результатов учебной деятельности (роль самооценки, самоэкспертизы) в групповой работе обучающихся

В условиях изменения современного образования приоритетным становится компетентностный подход, который ориентируется на формирование творчески активной, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся конкурентоспособностью и ролевой мобильностью.

Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая работа.

Большой плюс групповой формы работы в том, что предмет учебной деятельности выступает как средство общения и поэтому знания оказываются более прочными. В связи с новой формой работы возникает и проблема оценивания учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы.

Что бы каждый член группы достиг желаемых результатов обучения, эти результаты надо оценивать. В процессе групповой работы обязательно создается единый продукт, а это значит, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам процесс.

Оценивание работы группы имеет несколько направлений:

оценка деятельности каждой группы учителем;

оценка деятельности некоторых учащихся учителем;

самооценивание;

совместное оценивание групповой работы учителем и учащимися.

Непросто оценить вклад каждого ученика, есть несколько способов индивидуализировать оценку учащихся. Иногда можно выделить в общей работе отдельные задачи, которые индивидуально выполняли участники. Каждый ученик получает оценку за свою часть, а группа за общий результат.

Один из вариантов: после завершения работы, каждый учащийся выполняет индивидуальное контрольное задание. Затем определяется средний балл оценок всех членов группы, который объявляется общей оценкой.

Можно ввести правило, по которому группа не должна переходить к следующей учебной задаче пока каждый ее участник не справится с предыдущим.

Возможен вариант, описанный в книге А.П. Усольцева «Четыре четверти», когда вытягивается одна из трех карточек. Если на карточке написано «Выбор», то отвечающего выбирает учитель, надпись «Делегат», естественно, предполагает выбор ответчика группы. «В любом случае, выделенный товарищ, гоняется по полной программе. Если он подтверждает оценку данную своими товарищами, то всем остальным сохраняются указанные ими отметки. Если же результат оказался завышен, то и отметки всех членов команды уменьшаются на разницу между декларацией и фактом. Если же капитан вытягивает «Доверие», то всем автоматически выставляются отметки в журнал без опроса. Неистребимая надежда «халявы» заставляет учеников активно работать и выучить незаметно для себя все вопросы».

Немаловажно и то, как оценивает свою работу сам обучающийся.

Мы разработали свою систему самооценки, которую используем на своих уроках.

Уровни деятельности учащихся

«5»

сделал правильно, самостоятельно, мог объяснить, помогал или мог помочь другим

«4»

сделал правильно,

самостоятельно,

без затруднений

«3»

сделал с затруднениями,

требовалась помощь

«2»

выполнил,

но с многочисленными ошибками

«1»

пытался выполнить,

сделал с ошибками, большими затруднениями

1.Выполнял задания на основе теоретического материала

2.Применял алгоритмы действий, проводил различные виды анализа

3.Использовал основные виды чтения и извлечения информации

4.Применял различные приемы обработки информации

5.Продемонстрировал овладение орфографическими и пунктуационными нормами

6.Грамотно построил монологическое высказывание в письменной или устной форме

Уровни деятельности учащихся

«5» сделал правильно, самостоятельно, мог объяснить, помогал или мог помочь другим

«4»

сделал правильно,

самостоятельно,

без затруднений

«3»

сделал с затруднениями,

требовалась помощь

«2»

выполнил, но с

многочисленными ошибками

«1»

пытался выполнить,

сделал с ошибками,

большими затруднениями

1.Выполнял задания на основе теоретического материала

2.Применял алгоритмы действий, проводил различные виды анализа

3.Использовал основные виды чтения и извлечения информации

4.Применял различные приемы обработки информации

5.Продемонстрировал овладение орфографическими и пунктуационными нормами

6.Грамотно построил монологическое высказывание в письменной или устной форме

Данная таблица универсальна, т.к. основана на четырех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение.

6 уровень показывает сформированность языковой компетентности.

Отметим, что индивидуальная оценка работы членов группы при перечисленных выше подходах оценивания позволит в большей степени развить у учащихся такие нравственные качества, как ответственность, взаимопомощь, чувство личной сопричастности общему делу, честность.

Придерживаясь «технологии оценивания образовательных достижений», которую предлагает ОС «Школа 2100» мы использует такой алгоритм самооценки:

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Какую ты ставишь себе отметку?

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по данному алгоритму. Если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Так же при организации работы в группах пользуемся маршрутными листами, в которых прописана четкая последовательность действий, плюс для мотивации и самооценки обучающихся на каждом листе есть табличка

Состав группы

Оценка полезности

Оценка активности

В старших классах маршрутные листы усложняются. Кроме заданий появляются такие пункты как: «Проблема», «Тема», «Цель», «Мои гипотезы», в конце маршрутного листа фраза «Моя работа на уроке заслуживает оценки… ».

Для проверки текущих самостоятельных и тестовых работ можно использовать готовые слайды-ответы с помощью которых осуществляется самопроверка либо взаимопроверка, а так же критериальные оценки - они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.

Проекты оцениваются по «алгоритму самооценки», а так же выслушивается мнение одноклассников. Самооценка и оценка работы одноклассниками приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников, снижает риск необъективной оценки.

Вовлечение учащегося в процесс оценивания, позволяет ему стать равноправным партнером учителя в процессе оценивания и, соответственно, нести ответственность за свое обучение.

Копанцева Татьяна Александровна,

Панова Вера Александровна,

учителя МБОУ СОШ № 201 «Согласие»

г. Екатеринбурга

[email protected]х.ru, 245-97-22.