Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ФКУ ИК-16 ГУФСИН РОССИИ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Выполнила учитель химии Беленкова Ольга Александровна

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Порядок организации получения образования, лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исправительной систем регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» утверждённого Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г № 61/70.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Порядок организации получения образования, лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исправительной систем регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» утверждённого Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г № 61/70.

Право осуждённых на получение общего образования обеспечивается путём создания вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы. Типовое положение «О Вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237. Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения). Школа создаётся на базе имущества, предоставляемого исправительным учреждением. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учётом особенностей режима отбывания наказания. Обучающиеся, водворённые в штрафной изолятор, переведённые в помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, осваивают образовательные программы по заочной форме. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до её начала, может проводиться досрочно. Работники школы обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение определённой суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходит для выполнения основной задачи данных учреждений – исправления осуждённых.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать три норматива (компонента):

минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся;

обязательные знания и умения по каждому из них (образовательный стандарт);

уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие её сознания, повышения культурного уровня с учётом национальных традиций и обычаев на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осуждённых.

Согласно положениям ст. 112 УИК РФ, обязательному обучению в школе подлежат осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой и второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Преподавание в исправительных колониях осуществляется с учётом режимных и воспитательных требований, а также правил внутреннего распорядка учреждения.

За партами сидят люди, совершившие тяжкие преступления: убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, преступления против собственности. Они способны на правонарушения. Важной воспитательной работой, является необходимость убедить осуждённого в получении им образования. Эта работа проводится на воспитательных советах в отрядах и педсоветах в школе с участием начальников отрядов и учителей школы, а так же при личных беседах учителя с учениками.Аргументы, которые часто приводят осуждённые не желающие учиться. Например, «У меня три судимости. Кто меня после освобождения возьмёт на работу? Кому я нужен? Зачем мне учиться?» или «У меня СПИД. Мне жить осталось 10 лет. Зачем мне учиться и получать образование?» Приходится убеждать, что образованному человеку легче найти работу; Полученные в школе знания, документ об образовании будут востребованы при устройстве на работу. СПИД пока не излечим, но учёные всего мира бьются над решением этой проблемы. Уже могут продлять жизнь больных с помощью медикаментов до пожилого возраста. Учёные обязательно найдут метод лечения «чумы 20 века». Поэтому не нужно отчаиваться. Надо надеяться на лучшее, строить планы на будущее и школа вам в этом только поможет. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.

В последние годы в исправительной колонии появилось много осуждённых молодых людей больных СПИД-ом. Поэтому организацию обучения необходимо строить с учётом наличия в классе больных СПИД-ом, туберкулёзом и гепатитом . Учащиеся нашей школы со сложными и трудными судьбами, с большими сроками отбывания наказания от 5 до 20 лет. Поэтому, на плечи учителей ложится не только образовательная, но главное, воспитательная функция. «Уголок душевности», так отзываются о школе учащиеся. Большинство наших учеников испытывало трудности при обучении в дневной школе и были отчислены из школы за пропуски занятий, неуспеваемость и неадекватность поведения.

Цель учителей школы:

преодолеть негативное отношение учащихся к школе, к учёбе;

внушить ученикам уверенность в успешности обучения;

добиться позитивного отношения к учёбе; научить мыслить, развивать познавательный интерес, расширить кругозор;

помочь поверить в себя, в свои силы.

Диагностика способностей учащихся начинается при приёме заявлений в школу и комплектовании классов и продолжается в течении сентября. При этом изучаются, личные дела учащихся для выяснения возраста, длительности перерыва в обучении, документов об образовании.

Проводятся беседы для выявления:

отношения к учению;

причин заставивших прийти в школу;

оценок по предметам за прошлые годы обучения;

трудностей могущих помешать успешному обучению;

наличие свободного времени каждого ученика.

Проводится анкетирование учеников. Перед зачислением в школу с учениками беседуют психологи исправительной колонии, проводят психологические тесты. На первых уроках ученики выполняют задания диагностических тестов с целью выявления пробелов в знаниях по каждому предмету.

Беседа с учениками; анкетирование; психологические тесты; наблюдения за учениками на уроках; анализ диагностических тестов и устных ответов учащихся на уроках; беседы, с работающими в этом классе учителями других дисциплин – помогает определить:

склонность каждого ученика к предметам гуманитарного или естественно-математического цикла и выявить пробелы в знаниях;

способности каждого ученика;

психологические особенности и характер каждого ученика.

Большинство учащихся поступающих в нашу школу имеют большой перерыв в учёбе 5 –9 лет и слабые знания. Много осуждённых не имеют образования, либо учились в коррекционных школах.

После проведения всех диагностических мероприятий классные руководители дают педагогическую характеристику своему классу. Я являюсь классным руководителем 11 класса.

Социально-психологическая характеристика обучающихся МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК № 16 ГУФСИН России по Нижегородской области

Школа укомплектована обучающимися в возрасте от 18 до 30 лет , в т.ч. : до 20 лет — 15% от списочной численности, 21-25 лет – 12 человек ( 60%), 26-30 лет — 5 человек ( 25%). По статистике среди молодежи в несколько раз больше , чем в других возрастных группах , осужденных за бандитизм , разбой, убийство , изнасилование , грабеж. Распределение обучающихся по квалификации совершенного преступления :

70% обучающихся осуждены за корыстные имущественные преступления ( ст.158, 161, 162 УК РФ ), 20% осуждены за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений ( ст.105,111 УК РФ ), по 5% за изнасилование и сбыт наркотиков. Распределение обучающихся школы по срокам назначенного наказания : до 3-х лет лишения свободы – 10% , от 3-х до 5-ти лет лишения свободы – 50% , свыше 5-ти лет – 40% .

Молодежный возраст определяет поведение учащихся , их интересы , потребности , жизненные планы. Для обучающихся наиболее характерны импульсивность , подверженность настроению и ситуации , мировоззрение крайне противоречиво. В целом нравственная самооценка учащихся завышена .Высок уровень притязаний. Потребность в самоутверждении они удовлетворяют преувеличением своих заслуг .Это объясняется наличием в сознании элементов стихийности, отсутствием социально-значимого жизненного опыта. Большинство школы очень конформно и нравственно неустойчиво. 70% не имеют производственной квалификации , часть вообще вела паразитический образ жизни. Характерная особенность обучающихся наиболее активной части школьников – это склонность к дружеским контактам , повышенная доверчивость , прямота. На сознании, характере , мировоззрении , чувствах отрицательно сказался факт отсутствия родителей -80 % учащихся класса выросли в неполных и неблагополучных семьях.

Перерыв в получении образования у большинства составляет от трех до семи лет. На развитие умственных способностей повлиял их низкий общеобразовательный уровень. На развитие интеллекта отрицательно сказывается отсутствие тяги к повышению своего общеобразовательного уровня и злоупотребление алкоголем и наркотиками. Функциональная невосприимчивость ряда учащихся выступает в виде эмоционально-смыслового барьера между осужденным и учителями, между группами осужденных. Неприятие осужденными педагогических воздействий связано с сформированностью отрицательной направленности , определенной негативной позиции, конфликтностью осужденного . Обучение в школе воспринимается через призму кары за совершенное преступление.

Характер дисциплины в классе – «удовлетворительный», рабочий. Учащиеся в основной массе своей внимательные. Есть и недисциплинированные учащиеся, они допускают пропуски занятий, опоздания, нарушают дисциплину, отказом от работы на уроке, пытаются спать во время уроков. По отношению к ним приходится применять индивидуальные беседы, а иногда и меры административного наказания.

Результаты проверки диагностических тестов и устные опросы учащихся на уроках выявили пробелы в знаниях по химии у поступивших в нашу школу учащихся. Из-за длительного перерыва в обучении, коррекция знаний по химии необходима, практически всем ученикам, поступившим в школу. Коррекция проводится с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам программы обучения химии. Для наглядной и быстрой коррекции знаний я использую «информационные карточки», которые содержат нужную информацию в сжатой форме. Это исключает необходимость выискивать нужную информацию ученикам в тексте учебника. «Информационная карточка» включает в себя: название темы, определение, правила выполнения задания, алгоритм выполнения задания и пример выполнения задания или алгоритм решения типовой задачи с примером решения задачи. «Информационные карточки» я составляю на основе учебников по которым ведётся обучение химии. В моём случае это учебники химии О.С.Габриеляна и методические пособия к ним. В тех случаях, когда ученик хочет более подробно ознакомится с данной темой он может прочитать соответствующий параграф учебника. «Информационные карточки» не заменяют учебник химии, а дополняют его и используются лишь для быстрой коррекции знаний. Я работаю учителем химии во Всесвятской вечерней (сменной) образовательной школе 14-й год. В своей работе при коррекции знаний учеников по химии я использую методы, изложенные в книге [Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. Под редакцией Г. Д. Глейзера. Москва. Просвещение. 1995г]. Изучив результаты диагностики и психолого-педагогические особенности учащихся, условно делю учеников класса на 3 группы по уровням познавательной активности: минимально – активный, относительно-активный и исполнительно-активный.

Сильные ученики благодаря способностям быстро восстанавливают знания, а слабые можно сказать, начинают с нуля. Им необходимо уделять больше внимания и оказывать поддержку. В данной ситуации учителю важно учитывать и поддерживать познавательный интерес учащихся и индивидуальный темп их работы на уроке

Для коррекции знаний учеников по химии, я широко применяю алгоритмы с примерами выполнения заданий. Это эффективное, наглядное и понятное ученикам средство обучения. Алгоритмы помогают выполнять конкретные задания по важнейшим темам предмета. В нашем случае алгоритм это предписание о последовательности действий при выполнении заданий, определённого типа. Например, алгоритм составления химических формул; алгоритм составления химических уравнений, алгоритм определения степени окисления неметалла, алгоритм описания химического элемента, алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций, алгоритмы решения типовых расчётных задач и другие.

Таким образом, коррекция знаний учеников в вечерней школе это необходимость, связанная с длительным перерывом в обучении. Её нужно провести быстро и эффективно. Применение «информационных карточек» для коррекции знаний по отдельным темам химии позволяет сэкономить время ученикам на поиске информацию в тексте учебников. Она дана им в «информационных карточках» в наглядной, сжатой форме в виде правил и алгоритмов с примерами выполнения заданий и решениями задач. Это удобно для учеников на уроке в школе и при выполнении домашних заданий. Позволяет быстро проводить коррекцию знаний учеников по отдельным темам химии и приступить к изучению нового материала.

На зачётном уроке проверяю эффективность проведённой коррекции. Результаты радуют меня и учеников. Это вселяет уверенность в учеников, в успешность обучения. Некоторые ученики удивляются, что смогли сами, без посторонней помощи, правильно выполнить задания. К сожалению, у некоторых наших учащихся пробелы в знании химии столь существенны, что коррекция знаний по отдельным темам не решает всей проблемы. Поэтому с ними приходится продолжать заниматься дополнительно в индивидуальном порядке.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. «Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.

Учитель химии основное внимание обращает на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение “обязательного минимума содержания образования”, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Классификация универсальных учебных действий : .Личностные- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные — обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.Познавательные – исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие: умение проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение обобщать изученное; умение классифицировать объекты. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.

Анализ и синтез - это две стороны единого мыслительного процесса: анализ — мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез — мысленное соединение составных частей или сторон (свойств) изучаемого объекта в единое целое .

Задание .

а)Используя данные табл. 1, изобразите в виде секторной диаграммы соотношение четырех макроэлементов в организме человека. Пятый сектор отразит долю всех микроэлементов и следовых элементов.

б)Постройте диаграмму в виде колонок.

в)Какой способ представления информации более нагляден и удобен для проведения сравнения данных?

г)Выполните аналогичное задание, используя данные табл. 2.

д)Назовите одну причину, почему указанные способы подачи информации неудачны для сравнения обобщенных данных табл. 1 и табл. 2.

Справочный материал

Элементы, из которых состоят соединения, входящие в состав организма человека, можно разделить на три типа.

М а к р о э л е м е н т ы (основные элементы), на их долю приходится 260% общего количества атомов всего организма; к ним относятся, например, углерод и водород (табл. 1)

Таблица 1 «Макроэлементы в организме человека»

Элемент

Доля атомов, %

Кислород

25,9

Углерод

11,0

Водород

59,4

Азот

2,39

М и к р о э л е м е н т ы, их доля составляет 0,01-1%, например кальций или фосфор

Таблица 2 «Микроэлементы в организме человека»

Элемент

Доля атомов, %

Кальций

0,22

Сера

0,13

Фосфор

0,13

Калий

0,04

Хлор

0,03

Натрий

0,03

Магний

0,01

C л е д о в ы е э л е м е н т ы содержатся в организме в количествах менее чем 0,01%; это, в частности, железо и йож

Сравнение — важнейшая операция сознательного усвоения знаний, оказывающая сильное влияние на формирование познавательных способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность, целеустремленность.

В процессе обучения химии прием сравнения используют очень часто. Уже на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления, что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И. Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение химии невозможно. При этом важно знать, что:

сравнивать можно только однородные объекты;

необходимо правильно выбирать основу сравнения;

общее между сравниваемыми объектами можно устанавливать только тогда, когда между ними существуют и различия и, наоборот, определять различия можно лишь при наличии сходства.

Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным, живым, наглядным. Сравнение помогает представить и понять предметы и явления, выходящие за рамки жизненного опыта и недоступные воображению. Сравнение становится своего рода мостом между неизвестным и известным. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать в нем новые признаки»

Задание .

Закончи предложение: «У атомов натрия и магния одинаковое число..»

нейтронов в ядре атома

протонов в ядре атома

валентных электронов

электронов в атоме

Решение

Для выбора правильного ответа необходимо, используя метод сравнения, выявить сходство в составе и строении атомов натрия и магния. Такое сравнение удобно представить в виде таблицы

Признаки сравнения

Na

Mg

Порядковый номер

11

12

Заряд ядра

+11

+12

Число протонов в ядре

11

12

Общее число электронов в атоме

11

12

Число валентных электронов

1

2

Относительная атомная масса

23

24

Число нейтронов в ядре

12

12

После такого сравнения правильный ответ очевиден. Кроме этого можно отметить и различие сравниваемых объектов

При изучении химии важное место занимает обобщение — логический процесс перехода от единичного, менее общего, к более общему знанию, например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей характеристике свойств класса веществ, к которому принадлежит данное вещество .

Задание.

Магний — твердое вещество немолекулярного строения, имеет металлический блеск, тепло — и электропроводное, образовано атомами, имеющими на последнем слое 2 электрона + 12 Mg)2)8)2. В химических реакциях — восстановитель.

Сера — твердое вещество, желтого цвета, хрупкое, образовано атомами, имеющими следующее строение +16 S )2)8)6. В химических реакциях, как окислитель, так и восстановитель.

Азот — газообразное вещество молекулярного строения N2. Без цвета, запаха и вкуса, образовано атомами следующего строения +7 N )2)5. В химических реакциях, как окислитель, так и восстановитель

.Цинк — твердое вещество немолекулярного строения, имеет металлический блеск, тепло- и электропроводно, образовано атомами+30 Zn )2)8)18)2

Формулируем сужденияДля металлов наиболее характерны следующие признаки: атомы с малым числом электронов на внешнем слое, восстановительные свойства, тепло — и электропроводность, металлический блеск.Для неметаллов характерно наличие атомов,имеющих от 4 до 8 электронов на внешнем слое,большой разброс в физических свойствах, наличиекак окислительных, так и восстановительныхсвойств.Вывод Магний и цинк — металлы. Сера и азот -неметаллы.

Умение классифицировать также является одним из важнейших при изучении химии методов. Классификация — самый древний и самый простой научный метод. Он служит предпосылкой всех типов теоретических конструкций, включающих сложную процедуру установления причинноследственных отношений, которые связывают классифицируемые объекты. Определить некий класс объектов (например, кислоту) — значит установить те существенные характеристики (состав, свойства), которые являются общими для всех составляющих этот класс элементов.

При проведении классификации используются почти все мыслительные операции, и особенно анализ, синтез, сравнение и обобщение, т.к. от них зависит выделение общих признаков объектов, включение отдельных групп объектов в общий класс, расчленение общего на частное, лаконичная и предельно четкая формулировка названия групп

Задание.

Проведите классификацию следующих оснований: Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3.

Какой наиболее существенный признак вы выберете для деления оснований на группы?

Решение

Основания

Исходя из всего вышесказанного, целью классификации является создание классификационной схемы оснований. Признаки — растворимость в воде и кислотность (количество ОН-групп). Какой из этих признаков будет существенным? Тот, который даст минимальное количество групп (классификация должна быть удобной в пользовании). А это растворимость в воде. Тогда получаем классификационную схему:

NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2

Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3

Результаты формирования универсальных учебных действий

Результатом формирования личностных УУД следует считать:

уровень развития морального сознания;

присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

уметь устанавливать причинно-следственные связи;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения учебных задач;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

выбирать средства для организации своего поведения;

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

тормозить ненужные реакции.

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, использование знаний, умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности.