Учим словарные слова Статья в журнале ЛОГОПЕД 5 2009

Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №5, 2009

УЧИМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Фадеева Ю.А., учитель-логопед

ГОУ д/с №174 г.Москва.

Дети, страдающие дисграфией, как правило, с большим трудом запоминают написание словарных слов. Родители таких детей стараются дома заучить эти слова. Но их попытки часто безуспешны: в диктантах снова и снова красуются «двойки». Родители обращаются за советом к учителю и чаще всего слышат: «Прописывайте словарные слова многократно. Видимо, у ребенка плохая память».

Действительно ли виной всему «плохая память»?

Память можно разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материала, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется «зазубрил». При опосредованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить.

В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Однако, специалисты отмечают, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо при обучении детей обращаться к смысловому запоминанию, различным приемам мнемотехники.

Для индивидуальной работы по усвоению ребенком слов с епроверяемыми гласными можно использовать следующие методы:

1. Запоминание по картинкам-ассоциациям.

Если ребенок делает ошибки неоднократно в одних и тех же словарных словах, целесообразно применять специальное запоминание с опорами на картинки-ассоциации. Логопед или родители ребенка могут придумать сами эти ассоциации, зарисовать схематичные картинки вместе с учеником. Эти ассоциации могут удивить или насмешить. Главное – вызвать у ребенка какие-либо эмоции, заинтересовать его. Это поможет при заучивании нужного написания.

Далее предлагается ознакомиться с некоторыми ассоциативными картинками, которые автор предлагала в своей практике детям.

- в слове «бОтинки» спряталась буква «О» — у ботинок есть шнурки, они вдеваются в КРУГЛЫЕ (как буква «О») дырочки. А в сАпогах таких дырочек нет, там пишут «А».

БОТИНКИ САПОГИ

- у трОллейбуса есть КРУГЛЫЕ колеса – пишем букву «О», у трАмвая, который ездит по рельсам, колес нет – пишем букву «А».

ТРОЛЛЕЙБУС ТРАМВАЙ

- сОбака любит играть с КРУГЛЫМ, как буква «О» мячиком. Напишем «сОбака» через «О».

КАРкуша рисует КАРтины КАРандашом

ест КАРтофель.

СОБАКА

- круглый (как буква «О») помидор

любит петь. Он поет ноту «МИ».

МИ

ПОМИДОР КАРТИНА, КАРАНДАШ, КАРТОФЕЛЬ

2. Загадки-шутки со словарными словами.

* В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога, фасоль, осина)

* Какие слова любит лягушка? (квартира, Москва)

* Какие слова любит ворона? (картофель, картина, карандаш, карман)

* В каких словах живет рак? (завтрак, ракета)

* В каких словах растет ель? (учитель, картофель, понедельник)

* Здесь спрятаны слова, обозначающие число (Родина, сорока, медведь, однажды)

3. Ребусы со словарными словами.

РОНА

Пена

для

ванн

40 А Л У

Ответы: сорока, вокруг, пенал, ворона, улица.

Использование психологических технологий.

Эффективная технология запоминания словарных слов предложена в работах к.п.н. А.А.Плигина. Он использует при этом приемы НЛП (нейролингвистического программирования – одного из самых современных направлений практической психологии). Алгоритм запоминания состоит из пяти шагов:

а) Посмотреть на слово, выделяя фрагмент слова, требующий орфографической зоркости.

б) Представить слово во внутреннем плане действия на прозрачном экране.

в) Создать образ буквы, требующей особого внимания в этом слове. С помощью изменения визуальных субмодальностей (цвет, форма, движение и т.д.) придумать разные варианты этого образа.

г) Выбрать самый приятный, эмоционально значимый вариант.

д) Записать слово и увидеть в нем эмоционально-значимый образ.

Применение данной технологии требует от учителя и от ученика творческого подхода и развитого воображения.

Проиллюстрирую алгоритм примером из моей практики. Ребенок неоднократно ошибался в слове «собака»:

Перед ребенком – лист бумаги с записью слова прописными буквами. Логопед предлагает:

- Давай посмотрим, какая буква здесь опасная?

Теперь закрой глаза и представь слово «со-ба-ка»(проговаривается логопедом орфографически, т.е. так, как оно пишется) на прозрачном (стеклянном) экране.

Рядом на экране представь собаку. Она большая? Ты знаешь, какой она породы? Она, наверное, дрессированная… Видишь, у собаки на шее висит медаль. Она круглая, как опасная буква «О». Медаль то ли золотая, то ли серебряная. Собака трясет головой и медаль качается, переливается на солнышке.

Какая медаль тебе больше нравится?

А теперь открой глаза (в это время листок с записью, сделанной логопедом, переворачивается), возьми ручку и запиши слово «собака».

Вспомни, когда будешь писать то, что мы с тобой представили (можно попросить ребенка еще раз повторить представленную им картину).

Менее эффективный (с психологической точки зрения), но более простой в практическом применении метод, предложенный логопедом-дефектологом С.Л.Андреевой – обучающее упражнение «Какая буква мигает?»

Логопед предлагает ученику рассмотреть трудное слово в учебнике. Затем просит ребенка: «Закрой глаза и представь это слово, написанным в книге. Назови его по буквам. Заставь замигать третью букву («опасную»). Какая буква мигает? Прочти медленно, нажимая на этот звук (все с закрытыми глазами). Открой глаза и запиши это слово пять раз, каждый раз проговаривая то, что пишешь. Обведи опасную букву еще раз».

Использование этимологического подхода в работе.

М.Р.Львов в книге «Правописание в начальных классах» пишет: «Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка». Поэтому целесообразно при ознакомлении школьников со словарным словом дать ему подсказку к лучшему запоминанию написания в виде краткой заметки из истории этого слова. Приведу примеры таких заметок:

Деревня – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой поселок построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья. Таким образом, деревня – место, очищенное от деревьев.

Береза – дерево с корой белого цвета. Кора березы называется «береста». Эти слова произошли от слова «белый».

Медведь – лесное животное, которое любит мед и знает, «ведает», где его найти.

Малина – ягода, название которой произошло от слова «мал». Эта ягода состоит из малых ягодок-зернышек.

Город – крупный населенный пункт, место большого поселения людей. В древности, чтобы защитить это место от врагов, люди обносили его высоким забором, частоколом из толстых бревен, стеной (деревянной или каменной). Город – «огороженное, укрепленное место».

Огород – так же, как и город, можно назвать местом, которое огородили. Хозяин огорода забором (изгородью) защищает свой урожай от животных, которые могут съесть или вытоптать посадки.

Дети могут самостоятельно сделать вывод, что слова «город», «огородить», «изгородь», «огород» — однокоренные.

Завод – место, где люди производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки или разводят животных: лошадей, рыбу. Слово образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нем выделяется приставка «за».

Петух – домашняя птица, которая любит кукарекать, «петь».

Следующие формы работы можно применять при усвоении написания детьми слов с историческим русским полногласием

-ОРО- и -ОЛО-:

«Отгадай словечко»

- Прошу вас те слова назвать, где РО- надо написать:

*На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (горох)

(Е.Благинина)

*Привезли во двор песок –

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить … (город)

(И.Кононов)

*Дремучий лес к стеклу прирос –

Нарисовал его … (мороз)

(Г.Соколов)

*Трещала с самого утра:

«Пора! Пор-р-ра

А что – пора? Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

(Е.Серова)

- Прошу вас те слова назвать, где ЛО- надо написать:

*Корова нам его дает.

И взрослый, и малыш попьет.

Догадаться вам легко –

Всем полезно … (молоко)

*Гвоздь забьет он: ток-ток-ток.

В руках у папы … (молоток)

*И от бабушки ушел,

И от дедушки ушел,

Лисе попался на зубок

Румяный круглый … (колобок)

Запись слов с одинаковыми гласными под диктовку.

Цель: профилактика пропуска гласных в словах;

закрепление навыка написания слов с полногласием оро-,-оло-.

Гласные О – О:

Порог, ворох, мороз, творог, скоро, порох, сорок, короб, хором, ворот, город, король, шорох, дорог, второй, горох.

Холод, волос, голод, колос, молот, холост, долой, колоть.

Гласные О – О – О:

Хорошо, молоток, порошок, дорого, окорок, коробок, огород, гороскоп. Молоко, толокно, молодой, болото, около, холодно, долото, золото, волокно, колокол, колобок.

Гласные О – О – А:

Борода, ворона, порода, ворота, воронка, корова, дорога, корона, морошка, сорока, морока, борона, сорочка.

Колода, солонка, голоса, солома, колонка, болонка, голова, полоса.

Гласные О – О – И:

Моросит, половик, морозит, городки, воротник, короткий, дорожить, бороздить, ворошить, хоронить, сороки, шорохи, хорошист.

Молотить, половник, волочить, холодит, колотить.

Гласные О – О – Е:

Воробей, порожек, колодец, молодец, соловей, холодец.

Предложения для записи под диктовку (слова с полногласием):

За городом пели соловьи.

У Оли короткие волосы.

Клади половником гороховый суп.

Мы ворошили солому.

У сорочки полосатый воротник.

Володя ест мороженое.

В огороде молодой горох.

У дороги поросенок.

Около ворот подорожник.

У королевы на голове золотая корона.

На полотенце полоски болотного цвета.

Холодильник хорошо морозит.

Около елки дети водят хоровод.

Дорогу запорошило снегом.

В колодце холодная вода.

Корова дает молоко.

На заборе сорок сорок и две вороны.

Болонка – это порода собак.

У деда половина бороды седая.

Яша торопится на второй урок.

У порога положили половик.

На хлебе золотистая корочка.

Познакомив детей с русским полногласием, обязательно следует остановиться на заимствованных из других языков словах, в которых, наоборот, пишут сочетание РА-:

- из тюркских языков к нам пришли слова барабан, сарафан (в переводе «платье»), карандаш («черный камень»);

- из французского языка заимствованы слова гараж («укрытие»), парашют (пара – «защищай», шют – «падение»).

Можно предложить школьникам младших классов диктанты с одинаковой «опасной» буквой:

Оля и ее отец пошли в огород. Оля собрала в корзину помидоры и огурцы для обеда. Отец вскопал лопатой грядки с морковью. Хороший урожай овощей в этом году!

Папа надел пальто и вышел из квартиры. Он едет на трамвае на работу. На заводе, где он работает, делают машины.

В классе дети читали стихи о березе. Дежурные ученики раздали ребятам тетради. Теперь дети будут писать рассказ о медведе.

В городе птицам холодно и голодно. В мороз воробьи, сороки и вороны летят к кормушке. Ребята принесли им корочки и овес.

Использованная и рекомендованная литература:

Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. «Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием» / статья в журнале «НШ», №1, 1995.

Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», М., 1990.

Успенский Л.В. «Почему не иначе?», М., 1967.

Федосеева Е.Ю. «Как слоненок подружился со словарными словами (обучающая метафора)» / статья в журнале «Вестник НЛП», №10.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. «Краткий этимологический словарь русского языка», М., 1972.