Уроки по Литературе в 9 классе

5. Домашнее задание: а) чтение комедии, вопросы и задания на с.101(вторник);

б) повторить изученное об эпохе Возрождения; тексты сонетов Петрарки и Шекспира (пятница).

Урок № 16. Творческий практикум/з: И.В.Гёте «Фауст»

Урок № 17. Вн. чтение И.В.Гёте «Фауст»

Уроки №№ 18-19. «Золотой век русской литературы». А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг». Взаимосвязь и взаимовлияние прозы и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

Человек в русской литературе XІX века. Проблема нравственного долга, верности и чести в произведениях А.С.Пушкина.

Цели уроков:показать значение «золотого века» в развитии русской литературы; работать над интерпретацией стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»; показать развитие изображения человека в литературе, обозначить общечеловеческие темы в творчестве А.С.Пушкина, показать ее эволюцию на примере нескольких произведений.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина работы О.Кипренского; тексты стихотворений «Памятник» Пушкина и Державина.

Ход уроков: 1. Проверка домашнего задания.

- Мольер и его произведения. Своеобразие комедии «Тартюф, или Обманщик». Черты «высокой комедии». Содержание комедии и ее герои.

- Письменная работа:

1в. – охарактеризовать положительных героев комедии;

2в. – рассказать о художественных приемах создания образа Тартюфа;

3в. – описать способы выражения авторского отношения к героям(по тексту).

2. Общая характеристика «золотого века» русской литературы (лекция; с.116-117, пос. Витвиновой И.Е.).

3. Беседа о поэтическом завещании А.С.Пушкина, стихотворении «Я памятник себе воздвиг».

- Чтение учителем стихотворения.

- Разбор лексики, речевых оборотов, представляющих затруднения для учащихся.

- Определение темы, основной мысли.

- Работа над характеристикой изобразительных средств.

4. Сравнительный анализстихотворений «Памятник» Пушкина и Державина.

5. Развитие темы «маленького человека» и проблемы долга, верности и чести в творчестве А.С.Пушкина (на примере повестей «Дубровский», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель»).

6. Итоги уроков. Как развивалось в литературе «золотого века» изображение человека? Как обозначает Пушкин в своем поэтическом завещании направленность своего творчества и его темы?

7. Домашнее задание: инд. сообщения «История создания романа «Капитанская дочка», «Емельян Пугачев и пугачевский бунт»;с.106-114; ст-е наизусть (по желанию); гл.1-5 романа «Капитанская дочка».

Уроки №№ 20-21. А.С.Пушкин. История создания романа «Капитанская дочка». Главный герой и его характер в романе «Капитанская дочка». Встреча с вожатым. Случайность или судьба?

Цели уроков: познакомить учащихся с творческой историей романа «Капитанская дочка», рассмотреть изображение автором главного героя романа как свидетеля описываемой эпохи, обозначить ключевые эпизоды в прочитанных главах, развивать навык интепретации произведения.

Оборудование: электронная презентация, текст романа.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся обэпохе, которая нашла отражение в произведении и истории написания романа «Капитанская дочка».

А) 28июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит.

Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение.

Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей.

Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства.

Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни. Положение крепостных крестьян во времена царствования Екатерины Второй было ужасным.

Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие.

Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, восставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы.

В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отомстит помещикам, даст права на землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам.

На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Емельян Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. («История Пугачёва» — учебник, ч.1, стр.114).

Пушкин едет на Урал в 1833 г, 60 лет назад там бушевало восстание. С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного: в Казани, Оренбурге, Уральске записал беседы со стариками, не многими оставшимися в живых очевидцами восстания, а также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения». «Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка, — на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , — записывает Пушкин.

Б) «История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина:

- исторический анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом;

- высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым; критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря; жалкое оснащение крепостей;

- жестокость и беспощадность классовой войны;

- неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как «прирождённого злодея и кровопийцы»; живой интерес к другим источникам – свидетельствам людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.

Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействием народного отношения к нему.

2. Беседа: кто главныйгерой романа? Пётр Андреевич Гринёв

От чьего имени ведётся рассказ? (Гринёва. Написал воспоминания в старости, спустя много лет после описанных событий., это записки, которые «дожили до внуков» — стр. 219 — чтение по учебнику. Значение подписи «Издатель». Форма повествования – записки и Пушкин отводит себе лишь место издателя, словно бы поручая повествование о событиях рассказчику Петру Андреевичу Гринёву

«…приискав к каждой главе приличный эпиграф…» — в эпиграфах, стало быть, открыто выразились мысли самого писателя.

Дворянская усадьба ярко выраженным, сложившимся веками, крепостническим укладом, который запечатлён в гл. 1.

Отберём отдельные штрихи. Пушкин, как всегда, немногословен.:

Дом наполнен слугами. Это прежде всего дядька, Савельич, бывший ранее стремянным, неизменно сопутствующий особе маленького Гринёва (значит, и охота была у отца Петруши, недаром барич рано научился у дядьки «распознавать свойства борзого кобеля»)

Есть и непременный гувернёр-француз, бывший у себя на родине парикмахером, презираемое существо в доме Гринёвых (как он похож на облагодетельствованного Дубровским гувернёра, который ехал к богатому Троекурову «за хорошее жалование» и который во Франции готовился не в учителя, а в кондитеры!)

Застойную тишину патриархальной усадьбы мы чувствуем в сценке традиционной варки самой барыней варенья в гостиной.

Тут и барин, сидящий у окна и читающий всё одну и ту же книгу. Какую? стр.117.

Это крутого нрава помещик, чьё расположение духа сказывается на всех домашних. Он жесток по отношению крепостным, даже к верному Савельичу, для которого нет иного обращения, кроме как «старый пёс» (вспоминаем письмо барина к Савельичу).

Уловили иронический тон, который использует Гринёв, рассказывая о домашнем образовании?

Под его (Савельича) надзором на 12-м году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»;

«Батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… Но как вино подавалось у нас за обедом, по рюмочке, причём учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопрелчень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать её винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка»

Во время урока «Бопре спал…стр. 116»

Откуда эта ирония? Пушкин выдерживает стиль рассказчика, человека пожилого, умудрённого опытом, словно пересматривающего всю свою жизнь, правдивого, отнюдь не желающего приукрасить себя

Гринёв не скрывает, что он, как многие другие дворянские сынки, не получил настоящего образования, кругозор его был убог, с. 117 – в самом низу.

Но в момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас незаметные для него самого. Чьё же влияние особенно сильно оказалось на формировании нравственного облика Петра Гринёва? Несомненно, влияние отца.

Какие у нас данные предполагать, что так думает и автор повести – Пушкин? Припомним семейную сцену, когда было решено отправить Петрушу на военную службу. Читаем: стр.117 – 118.

Как вспоминает о своем отце Гринёв, когда перед его мысленным взором встают картины ранней юности? (Черты, достойные уважения:прямолинеен, даже суров, презирает карьеристов, строгое отношение к военной службе).

- Именно из его уст мы слышим пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду», главную часть которой как бы подхватывает Пушкин и выносит в эпиграф ко всей повести. Значит эта мысль, высказанная старым Гринёвым, дорога Пушкину и важна для понимания всей повести. Для молодого Гринёва эта пословица стала отцовским заветом, и он выполнил этот завет.

Обращаемся к эпиграфу 1 главы (стр. 115 – Княжнин) Этот пушкинский эпиграф перекликается со словами Андрея Петровича Гринёва: «Записан!… стр.118» Слова «пускай его потужит» сжато передают мысль старшего Гринёва о неизбежных тяготах, опасностях службы в армии и о воинском долге, содержит главную мысль этой главы.

«Да кто его отец»?

Уже знаем: помещик, крепостник, человек с тяжёлым, крутым характером

Андрей Петрович служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Это многое объясняет в судьбе отца Гринёва. Граф Миних был известен как противник воцарения Екатерины ІІ. Андрей Петрович был в числе сторонников Миниха и, несомненно, вынужден был выйти в отставку в небольшом чине. Разъяснение этого сделает понятной многозначащую деталь – чтение Гринёвым «Придворного календаря», в котором сообщается о чинах и награждениях. Среди людей, обласканных царицей, было много дворян, начинавших службу с Андреем Петровичем. «Волнение желчи», овладевшее им при чтении «Придворного календаря», говорит о неприятии старым Гринёвым людей, награждённых Екатериной ІІ .

Пушкин в повести упомянул о некоторых предках Гринёва: «Стр.202 Не казнь страшна…» (гл. 14, взволнованно говорит Андрей Петрович в тягчайшую для него минуту (когда получает сообщение о том, что его сын предан суду за сношения с Пугачёвым).

Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передаёт своему сыну. В повести дан только один разговор отца с сыном, но как он многозначителен! Пётр Андреевич 16 лет прожил с отцом, и влияние на него отца, его принципов несомненно. В этом мы убедимся далее.

3. Вопросы к прочтению 1-ой главы.

Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём поведении?

Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем?

Какое впечатление на вас производит Савельич?

Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?

4. Встреча с вожатым

А) Вглядимся в портрет вожатого:

- «сверкающие глаза».

- Гринёв: «наружность его показалась мне замечательной»

- оценка выражения лица «приятное, но плутовское».

Б) Название главы. (Пушкин хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, самым главным человеком в восстании).

В) Как появляется вожатый в главе? В стремительном нарастании снежной бури, нёсшей смерть путникам, в «мраке и вихоре» бурана. Появление вожатого кажется чудесным в снежной степи, когда кружится буран.

Г) Облик вожатого сначала как бы сливается с разгневанной природой. Но в шуме стихии ясно слышится его твёрдый, бодрый голос: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе», — отвечал вожатый, когда путники подъехали к нему и ямщик закричал, спрашивая дорогу.

Вывод:встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, что вынес он из родительского дома, он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдаёт ему свой заячий тулуп.

Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

«Он его пропьёт, собака, в первом кабаке…»,

«Бога ты не боишься, разбойник!»,

«Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты рад его обобрать…»,

«И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!»

Савельич боится незнакомца, видит в нём разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринёва и спасти барское добро.

Как реагирует бродяга на «барский подарок»? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча…» — с. 129.

Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провёл меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» — стр.130.

Почему такие тёплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? Дело не в тулупе, а в порыве Гринёва ответить добром на добро. Автор показывает отношение к человеку: для одного «собака», «пьяница оголтелый», для другого – «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет в греховную наготу другого, другая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек…

Что такое милосердие? Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания; помощь, вызванная этими чувствами.

Почему Гринёва застал буран в степи? Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.

Какое символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны. Буран – метафорическое обозначение народного бунта.

Какое значение имеет сон Гринёва? Тоже имеет символическое значение. Блуждание во сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя «по мукам», перипетии его судьбы. Мужик с чёрной бородой, которого мать представляет «посаженым отцом», — бродяга, спасший Гринёва в буран, то есть Пугачёв, в самом деле благословит Петра и Машу. Топор, мёртвые тела – всё это предстоит увидеть вскоре Гринёву наяву.

- На постоялом дворе

На постоялом дворе, видимо, встречаются заговорщики. Хозяин его — казак. Почему? («На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка»; яицкий — ?)

В своём историч. труде Пушкин писал: «везде были тайные сборища по умётам и избам».Сейчас вы воочию видите, как Пушкин-историк превращается в художника, создавая картину такого умёта. Эта картина особенно оживает для читателя, когда он слышит иносказательный разговор – стр. 128. Кто же из собеседников больше информирован о происходящих событиях? Вожатый: более бодро смотрит на происходящее: «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит».

Смысл эпиграфа. Сходство эпиграфа с разговором вожатого в Гринёвым. Как объяснить несовпадение строки песни «сторона незнакомая» со словами Пугачёва «сторона мне знакомая»? Пушкин как бы спорит с песней. Степь – не чужбина для Пугачёва

Домашнее задание:гл.3-5, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша Миронова.

Уроки № 23-24. А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Конфликт человека и власти, неоднозначность его разрешения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.

Цели урока: повторить понятие «маленький человек», его сущность, характерные черты, опираясь на образы героев литературных произведений; показать эволюцию образа «маленького человека», обозначить тему социального протеста, обсудить пути ее решения в поэме «Медный всадник».

Оборудование: текст поэмы, иллюстрации; карточки с индивидуальным заданием.

Эпиграф:«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» 

Ход урока № 23: 1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя об истории создания поэмы «Медный всадник» и ее оценке современниками и исследователями творчества А.С.Пушкина.

«Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октября 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.      Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ … должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности». Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.      Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.      Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.      Две Невы…      Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».     ( Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения).  

3. Аналитическое чтение поэмы.   

Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»      1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.      2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)      3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?      4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?      5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?      6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров…») закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?      7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?думы Петра о новом городе — Петра твореньеприют убогого чухонца — юный град… вознесся пышно, горделивоу низких берегов — по оживленным берегамодин финский рыболов — корабли со всех концов землибедный челн — богатые пристанистарая Москва — младшая столицапрозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокойпишу, читаю без лампады — час пирушки холостойживостьпотешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествуетград Петров — финские волны, стихияон стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ      8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.    

4.  Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?      Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут обсуждены на следующих уроках.

5. Домашнее задание: с.227-240, образы Петра и Евгения (текст); вопросы на с.241; отрывок наизусть «На берегу пустынных волн…»

Ход урока №24:1. Проверка домашнего задания. Выяснение затруднений при чтении поэмы «Медный всадник».

  2. Работа с эпиграфом.  Эпиграф: «В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы». В.Г.Белинский 

  

— Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Обоснуйте ответ.     

   3. Комментированное чтение фрагментов с участием Евгения.   В центре — размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.      

Вопросы и задания для характеристики образа Евгения    

  Часть первая      1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?      2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?      3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?      4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен? (Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом, служит он всего два года; «мог бы Бог ему прибавить ума и денег»; «с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен» (т. е. надолго).)      5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его? (Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился… не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)      6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?      7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?      8. Индивидуальное задание. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.      

Часть вторая      1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?      2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?      3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.      4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?      5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.      6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе!..», он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.

Итог урока. Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?      В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится… не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.      Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.      Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром.

Домашнее задание: подготовка к семинару, с.241-242

Урок № 25. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» как политическая декларация Лермонтова.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с лирикой М.Ю.Лермонтова, обратить внимание набиографические и литературные особенности стихотворения «Смерть поэта», углубление сведений об интерпретации поэтического текста, обучение анализу стихотворения.

Оборудование: презентация «М.Ю.Лермонтов», сборник стихотворений поэта

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.

   В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ. 1837 г. Нижегородский драгунский полк. (переведён из гвардии). (Учитель читает отрывки стихотворения «Смерть поэта») Стих хлёсткий, как пощёчина, адресованная тем, кого считал виновным в смерти Пушкина.

Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.      В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой. Горские племена не признавали себя покорёнными, м/д вооружёнными горцами и русской армией то и дело происходили столкновения, то есть по существу шла война. Под пули горцев и отправил Лермонтова Николай І.

Новая встреча с Кавказом вызвала в поэте прилив сил, жизнерадостности. Из письма другу: «Как перевалилися через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся. Грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы и смотрел целую жизнь» (Письмо Раевскому)

Во время ссылки Л. посетил много мест. Он объехал всю укреплённую линию русской армии от Кизляра до Тамани, был в Кахетии, Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе и др. местах.

Он встречался со многими интересными людьми, познакомился с передовой грузинской интеллигенцией и ссыльными декабристами. Это их и их единомышленников он имеет в виду, когда в письме пишет: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные» (Письмо Раевскому, т. 6, стр. 441)

С некоторыми из них Лермонтов сблизился. Особенно подружился с поэтом-декабристом Одоевским – автором стихотворного ответа на пушкинское послание «В Сибирь». По распоряжению властей Одоевского перевели из сибирской каторги на Кавказ. Перемены климата ослабили и без того измученного поэта, и вскоре после отъезда Лермонтова умрёт от тропической лихорадки. Лермонтов посвятил ему одно из самых своих светлых стихотворений.

2. Чтение стихотворения «Смерть поэта», комментарии.

3. Анализ стихотворения по вопросам учебника с.246-247.

4. Итог урока. Почему стихотворение «Смерть поэта» стало знаковым в творчестве Лермонтова? В чем заключается его символизм?

5. Домашнее задание: с.243-246, выразительное чтение стихотворения; с.247-248: 1в. – ст-е «Парус», 2в. – ст-е «Молитва», наизусть, ключевые образы стихотворений.

Урок № 26. Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение в лирике М.Ю.Лермонтова. Ключевые образы стихотворений «Парус» и «Молитва».

Цели уроков: рассмотреть каноническое построение молитв и их ритуальный смысл, сопоставить их со стихотворениями М.Ю.Лермонтова, написанными в жанре молитвы, выделить среди тем и мотивов лирики Лермонтова ключевые, показать романтические начала в ранней лирике поэта.

Оборудование: тексты стихотворений, задания для анализа, иллюстрации В.А.Полякова.

Ход уроков: 1. Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение стихотворения «Смерть поэта».

- Вопросы и задания к анализу ст-я.

2. Актуализация учебного материала.

- Сообщение учащегося: «Молитва как жанр религиозной литературы».

- Выразительное чтение стихотворений «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – ключевые образы ст-я, «Ветка Палестины».

- Комментарий учителя.      У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») (1829) — первое с таким названием. Далее следует шуточная «Юнкерская молитва» (1833—1834), затем «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») (1837), посвященная В. Лопухиной, и, наконец, «Молитва» («В минуту жизни трудную…» (1839), посвященная М. Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение «Благодарность» (1840).      

3. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)      1. Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?      2. Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?      3. На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?      4. Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?      5. Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?      6. Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений? 

4. Стихотворение «Парус». Ключевые образы ст-я.   

Итог урока. Жанр «молитвы» в лирике Лермонтова претерпевает эволюцию. В 1829—1832 гг. «молитвы» построены по каноническому образцу, и лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный…», и, особенно, в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, ирония, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, перепадами в его поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.      В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает «чужое» сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни — это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

5. Домашнее задание: чтение комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя, повторение сведений о драме как о роде литературы и жанрах драмы.

Уроки № 31-33. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. Раннее творчество Гоголя. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

Цели урока: 1) повторить известные сведения о Гоголе как о писателе-сатирике; 2) дать понятие о драматическом произведении; 3) раскрыть идейный замысел комедии.

Теория: драматическое произведение, комедия.

Словарная работа: афиши, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

І. Слово учителя. Гоголь – одна из значимых фигур в литературе 1-й половины ΧІΧ века.

— Гоголь – одинокая «звезда» русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

— Какие произведения Гоголя Вам знакомы? «Ночь перед…», «Сорочинская ярм.», «Майская ночь…», «Тарас Бульба». Назовите героев этих произведений.

ІІ. Учебник. Стр. 248-250

О какой карьере мечтал в юности? («Я думал просто, что я выслужусь и всё это доставит служба государственная»)

Какая черта характера, какое умение, развившееся ещё в ранней юности, помогло ему стать писателем? (Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать…, имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…»)

Кто оказал на Г. серьёзное влияние, на становление его писательского таланта? (А. С. Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьёзно»)

Поступив в Нежинскую гимназию высших наук, юный Гоголь сразу проявил свои актёрские склонности. Одно из первых писем (4.01.1824) родителям содержит свидетельство об увлечениях будущего драматурга: «…прошу вас покорнейше, — обращается гимназист к «дражайшим родителям», — прислать мне комедии…: «Бедность и благородство души», «Ненависть к людям и раскаяние» (пьесы Коцебу А. Ф., переведённые с немецкого)

В гимназических спектаклях будущий писатель принимал самое активное участие – и как актёр, и как художник-оформитель. Весь Нежин говорил о гимназической постановке «Недоросля» Фонвизина, и зрителей особенно поразило исполнение роли госпожи Простаковой воспитанником Н. Гоголем-Яновским. К. М. Базили, товарищ его по гимназии, писал потом в восхищении: «Ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл 16-летний тогда Гоголь».

Приехав в северную столицу, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского Александринского театра. Пробы были удачны, среди актёров у Гоголя появились друзья, но актёром он так и не стал. Судьба та распорядилась…

Позже писатель восхищал слушателей авторским чтением своих произведений. Дружба с такими русскими актёрами, как Щепкин и Сосницкий, сохранилась на всю жизнь.

ІІ. Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

Так в 30-е гг. Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

ІІІ.Повторение (теория литературы).

- Вспомните, к какому роду литературы относится комедия? ( Драма. (Интерактивный плакат))

-Чем отличается драма от эпоса и лирики? (На стыке 2-х искусств: литературы и театра).

-На какие жанры делится драма? (трагедия, комедия, драма в узком смысле)

-Какие отличительные признаки имеет драматическое произведение? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей).

IV. Работа с текстом комедии.

- Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий, от 6 до 16 явлений в каждом)

Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами. (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:

Здесь и глава администрации – городничий

И его министры:

Смотритель училищ,

Судья,

Попечитель богоугодных заведений,

Полицмейстер,

Уездный лекарь,

Полицейские чины,

Помещичьи чины,

Городские помещики

Кроме этого, почтенные лица в городе, купцы, мещане, городские дамы,слуги.

Вне города стоят 2 человека. Кто они? (Хлестков, Осип)

Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала.

V. Комментарий учителя.Работу над «Ревизором» Гоголь начал уже будучи известным писателем, его ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин.

Известно, что в одну из встречи октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». «Сделайте милость, — пишет начинающий драматург, — дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится,, то у меня пропадёт даром время, ия не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».

VI. Сообщение «Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст