Внеклассное занятие Я люблю тебя Россия

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида»

Внеклассное занятие

по теме:

«Я люблю тебя, Россия!»

Подготовила воспитатель Муринцева Лидия Ивановна

Внеклассное занятие по теме: «Я люблю тебя, Россия!»

Форма проведения: игра – викторина.

Цели: формирование представлений о русских народных обычаях, обрядах, культуре русского народа; развитие связной речи, мышления, памяти, расширение словарного запаса; воспитание умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника.

Оборудование: запись народной песни, загадки, карточки с заданиями, картинки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Сегодня мы собрались, чтобы подготовить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы познакомились в книгах, слышали по радио, видели в кино и мультипликационных фильмах.

Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные сказки. В пословицах, былинах, сказках народ выразил свои нравственные понятия что такое добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.

Основная часть.

Игра – викторина (дети делятся на 2 команды «Сказка» и «Присказка») .

Ребята, сегодня у нас будет проведена большая викторина, тема которой Россия, ее культура, быт, история. Викторина будет проходить в игровой форме. Она чем – то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях и сообразительности.

а) Загадки.

Кто знает, что такое загадка? Загадки – это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений.

Голубой платок, алый клубок. По платку катается, людям улыбается. Солнце.

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. Месяцы.

Пришел волк, весь народ умолк. Ясен сокол пришел, народ пошел. Ночь и день.

Поднялись ворота всему миру красота. Радуга.

Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит. Мороз.

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. Лес.

Стоит городок. Сколько стареньких домков, столько беленьких жильцов. Подсолнух.

У матери двадцать деток. Все детки – однолетки. Наседка и цыплята.

Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал там и пропал. Сахар.

И языка нет, и правду скажет. Зеркало.

б) Музыкальная пауза.

в) Сказки.

А сейчас, дорогие участники викторины, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идет речь. А что такое сказка, знаете?

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

Кто – то за кого – то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Репка.

Колотил да колотил по тарелке носом. Ничего не проглотил и остался с носом. Лиса и журавль.

А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! Маша и медведь.

Ах, ты Петя – простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. Петушок – золотой гребешок.

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. Снегурочка.

г) Релаксация. В некотором царстве, в некотором государстве, жил – был «Я» (каждый ребенок должен представляет себя с закрытыми глазами)

А теперь мы вспомним сказки А.С. Пушкина. Его сказки очень похожи на народные, но украшены блеском его поэтического таланта. Начинаем…

Назовите сказки А.С. Пушкина, которые знаете.

Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!». («Сказка о золотом петушке»).

Какую песенку пела белочка из сказки А.С. Пушкина? («Во саду ли, в огороде»).

В каких сказках писателя встречается цифра 33? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке»)

Давайте попробуем угадать героев сказок, но по их портретам:

«…Правду молвить, молодца,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла:

Но зато горда,

Своенравна и ревнива…» (царица из «Сказки о мертвой царице и семи богатырях»)

«…В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.

На ногах красивые сапожки…» (старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

А сейчас внимание! Вот такое задание. Вставьте нужное слово:

Свойство зеркальце имело. Говорить оно… (умело)

Там царь …(Кощей) над златом чахнет, там русский дух, там Русью пахнет.

Ей в приданное дано было …(зеркальце) одно.

Не хочу быть столбовою дворянкой, хочу стать вольною … (царицей).

д) Быт, история и культура русского народа.

Вам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта.

Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)

Какое угощение было обязательным на этом празднике? (Блины)

Какие блюда русской кухни вы знаете? (Пироги, каша, щи, блины)

Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти)

Что такое изба? (Деревянный дом)

Назовите русский сувенир, известный во всем мире. (Матрешка)

Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан)

Как называлась русская мужская рубашка? (Косоворотка)

Какое национальное дерево России? (Береза)

Какой русский город назвали городом мастеров? (Тула)

Чем были знамениты русские города? (Ярмарками)

Назовите первую столицу русского государства. (Киев)

Подведение итогов.

Молодцы, ребята! Справились с заданиями. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете отгадывать загадки. А самое главное вы любите свою родину, Россию.