Внеклассное занятие В песне душа народа

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 VIII вида»

Внеклассное занятие по теме:

«В песне душа народа»

Подготовила воспитатель Муринцева Лидия Ивановна

Тема: В песне душа народа.

Цель: приобщать детей к истокам русского народного творчества.

Задачи: познакомить детей с русским народным фольклором на примере народных песен, показать их разнообразие; воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке; развивать эмоциональный отклик на музыку.

Оборудование: грамзапись русской народной музыки (во поле берёза стояла), «Ой, да сад во дворе», «Ай, да масленица»,

Подготовительная работа: разучивание русских народных песен, музыкальных игр «Зима – зимушка», хоровод «Ай да берёза», игра «Пахари и жнецы», «Горелки».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Воспитатель: Мы начнём занятие со сказки. Ребята, я расскажу вам сказку про ловкого солдата.

Царь проверял однажды караул и увидел , что один солдат-то вроде спит.

-Спишь? – спрашивает царь.

-Никак нет ,-отвечает солдат,-не сплю.

-А что делаешь?

-Звёзды считаю.

-Ну и много насчитал?

-Здесь тьма-тьмой. Здесь-семьдесят со мной, здесь не успел посчитать-вы помешали…

Основная часть.

- Попробуй, проверь этого солдата.

А сколько песен на Руси? Их также невозможно сосчитать, как сказочному герою звёзды. А песни эти создавал сам народ, и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Один человек придумал, другой услышал и внёс что-то своё, другому передал. И «кочевали» эти песни от матери к дочери, из избы в избу, из деревни в деревню. Поэтому и назвали эти песни народными. Всегда русский народ любил песню:

весёлую и грустную. Она всегда сопровождала людей: от самого рождения и во все основные моменты жизни, помогала работать отдыхать.

Например, весной, женщины пели песню «Посев льна». Давай те мы её сейчас послушаем, потом поговорим о ней. (Слушание песни «Уж я сеяла ленок»).

- Так как же звучала песня? Почему её пели во время работы? (ответы детей)

- Да, песня была весёлая, ритмичная, быстрая, с ней и работа спорится. А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочь, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу.

(Дети вспоминают ранее изученные песни «Молода я, молода», «А мы просо сеяли»)

Воспитатель предлагает исполнить песню «Пряха».

- Ребята, а отличается ли эта песня от ранее услышанной? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, эта песня более спокойная , плавная, поётся так, как ниточка тянется, эти песни сопровождали какую-либо работу и назывались трудовыми. Много песен было посвящено нашей родной земле, природе. Русский народ берёг её и воспевал красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, траве шёлковой. Но особенно много песен русский народ посвятил берёзе.

Берёза, ты моя берёзонька!

Берёза моя белая,

Берёза раскудрявая,

Стоишь ты, берёзонька

Посреди долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные, серёжки махровые.

Под тобой, берёзонька,

Трав шёлковая.

Воспитатель: А какую песню вы знаете о берёзе? ( Ответы детей). Исполнение фрагмент песни «во поле берёза».

- Да, о берёзе много песен было создано, потому что это дерево всеми очень любимо. И вокруг него часто водились хороводы. (Исполняется хоровод «Ай да берёза»). Песни эти по характеру были спокойными, светлыми, поэтому назывались лирическими.

С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожайной осени. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птиц и дождь, чтобы он напоил землю. А называли эти песни календарными, потому что они связанны были с изменением природы. Так давайте же узнаем, какие песни пелись в разные времена года. О каком времени года эта загадка?

Пустые поля,

Мокнет земля,

День убывает

Когда это бывает?

Хороша зима снегами, весна цветами, лето грибами, а осень стогами. Осень в народе называли «прибериха» да «припасиха». Много песен и обрядов было связано с праздником урожая.

Кто пахать не ленился

У того хлеб родился.

Некогда лежать, когда пора жать.

- А теперь превратимся в пахарей и жнецов и поиграем. Проводится игра «Пахарь и жнецы». После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель: А когда урожай собран, работа закончена, наступает. И пора свадеб. Каких только песен не певали на свадьбах! Это было целое музыкальное представление. Невеста с подружками прощалась с родительским домом, пела «причитания». Потом, на пиру, гости приветствовали молодых «величальными» песнями.

Расступиська народ,

Заведём хоровод.

Заведём хоровод,

Парень девушку берёт.

Все дети становятся в круг и запевается «Ой, сад во дворе» инсценировка песни. Заканчивается хоровод свободной пляской. Но вот и закончилась осень.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

Воспитатель: Да, весёлое время года зима. Много игр, забав и песен она приносит с собой. А какую песню про зимушку вы знаете? Ответ детей.(«Уж Ты, зимушка –зима»

Воспитатель: Много зимой было праздников. Им также было посвящено много обрядовых песен. Самые известные – рождественские и масленичные. На масленицу зиму провожают, а весну встречают, веселятся и радуются. Много на праздниках пели и играли. Давайте и мы поиграем в игру «Горелки»

Да, весёлая игра эта игра, но вот:

Тает снежок

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Воспитатель: Вода с гор потекла-весну принесла. Исполняется хоровод МАТУШКА-ВЕСНА.

А весной и летом больше всего парни да девушки любили водить хоровод. А хороводов такое великое множество, что о них мы с вами поговорим на другом занятии.

Итог занятия.

- Ребята, интересно было вам узнать о песнях, которые радовали и помогали в старину людям, без которых жизнь русского народа были бы просто невозможной.

(ответы детей)