Урок литературы в 9 классе Я к Вам пишу

Урок литературы в 9 классе.

Тема урока: « Я к вам пишу…»

(Письма Татьяны Лариной и Евгения Онегина на страницах романа А.С Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели:

1) Образовательные: частичное изучение романа А.С Пушкина «Евгений Онегин». Продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, овладение умениями и навыками правильной литературной речи.

2) Развивающие: развитие образного и логического мышления и речи обучающихся.

3) Воспитательные: воспитание любви к русской литературе, к творчеству А.С Пушкина, развитие творческих способностей, самостоятельного мышления.

Оборудование:

1) Иллюстрации к роману А.С Пушкина «Евгений Онегин». Портреты Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

2) Эпиграфы:

Письмо Татьяны предо мною;

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу

***

Хоть толку мало вообще

Он в письмах видел не вотще;

Но, знать, сердечное страданье

Уже пришло ему невмочь

Вот вам письмо его точь-в-точь.

3) 2 столика, на них чернильница, перо, подсвечник.

План

I-Организационный момент

II- Изучение нового материала

Вступительная беседа:

— Ребята, перечислены вечные, с вашей точки зрения, проблемы человеческого бытия (…и любовь)

- Если человек любит, то рано или поздно признается в любви

- Каким образом он это может сделать? (наедине, запиской, письмом и т.д.)

-Как легче на ваш взгляд?

- Почему?

-Я просила вас написать признание абстрактному любимому, любимой.

-И сейчас зачитаю некоторые из ваших признаний.

-Легко или трудно вам было писать признания?

-Что мешало?

2. Объявление цели:

-Поверьте, что и литературным героям трудно признаваться в любви. Ни именно в художественной литературе мы находим совершенные образцы признания в любви. Таковыми являются письмо Т.Лариной и Е.Онегина в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин». И сегодня мы поговорим о них, проанализируем их содержание и язык.

3. Анализ эпиграфов:

- На доске эпиграфы к каждому письму. Это строчки, которые нам могут подсказать авторское отношение и к письмам, и к героям этого произведения.

-Прочитайте.

-Какое отношение автора вы почувствовали? (К письму Татьяны — доброе, липкое, сочувствующее. К письму Онегина — менее эмоциональное, сухое.)

- Как вы думаете почему? ( Пушкин более жалеет Татьяну.)

4. –Итак, послушаем чтение этих писем. За столиками показываем. (учащиеся читают наизусть.)

5. Анализ писем:

-Поделимся общим впечатлением от писем.

-Выскажите его.

-Почему письма выделены из общего строфического рисунка?( подчеркнуть важность)

6.-а сейчас, чтобы глубже проникнуть в суть этих писем, каждая группа (мальчиков и девочек) поработает самостоятельно 5-7 минут по данным вопросам.

К письму Татьяны

- Каким чувством, кроме любви, проникнуто письмо Татьяны? (зачитать строчки)

- Как сама Татьяна относится к своей печальной любви? (зачитать)

-Какую судьбу она себе наметила, если бы не встретила Онегина.

- В письме Татьяна даже объясняет, почему она влюбилась? (зачитать)

-Почему Татьяна так заканчивает своё письмо? (последние две строчки)

-Какие качества характера героини вы увидели в письме?

К письму Онегина

-Каким настроением проникнуто начало письма Онегина?

-В чём раскаивается Онегин во второй строфе?

-Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

-Зачитать строчки, показывающие страстную любовь Онегина.

-Что больше всего беспокоит Онегина (притворство)

-Почему он называет свободу постылой?

7.Ответы на вопросы по содержанию писем.

8.-Индивидуально дома две ученицы готовили языковой анализ писем.

- Итак, какие изобразительно-выразительные средства художественной речи вы нашли в письмах? (тропы и стилистические фигуры)4 мин. (ответы учениц)

9.-Сделайте вывод о значении этих средств

10.Общий анализ:

-Что общего в письмах? (концовка: каждый вверяет свою судьбу другому)

-На ваш взгляд, к кому из героев автор проявляет больше сочувствия? (письмо Татьяны более трепетно и к Татьяне автор мягче, он любит её, а письмо Онегина суше- отношение автора к Онегину двойственное)

-Какую роль сыграли письма в романе? (показали духовный мир героев)

- есть любовь-страсть, рабство, коварство, высокое духовное чувство.

- Выберите из перечисленного название любви наших героев.

-Их судьба разъединила навеки.

-Вам жалко их? Почему?

-Какую судьбы для них хотели бы вы? Обрисуйте её. Пожелайте им того, что они , на ваш взгляд, заслуживают.

-Что для своего будущего вы взяли, изучив эти письма? ( умение писать любовные письма)

11. Оценки за урок.

12. Домашнее задание.

Всем: выразительное чтение писем, для желающих выучить наизусть.