Урок литературы в 6 классе

Литература 6 класс.

Тема: Рубцов Николай Михайлович «Тихая моя Родина»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»

(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.

Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.

Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.

Валеологическая: следить за осанкой, зрением, отрабатывать правильное дыхание.

ХОД:

Орг. Момент

Дыхательные упражнения

Наш язык- язык труда и света

Твой и мой родной язык.

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык.

Живя в России, в такой огромной стране, мы должны с вами хорошо знать свой родной язык, знать русских писателей, поэтов и уметь читать их произведения.

4.Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей».

- Чьё выступление вам понравилось больше и почему?

5. Прослушайте небольшое стихотворение. Определите тему урока.

«Великую землю

Любимую землю

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём»

(М. Лисянский)

Тема урока –« Родина».

Беседа о Родине.

- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы)

На доске записаны пословицы:

Человек без Родины – соловей без песни.

Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)

6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина».

Но сначала давайте вспомним биографию поэта. (Дети рассказывают о жизни и творчестве поэта).

Нам в наследство он оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.

Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много стихов. С одним из его стихов мы сегодня и познакомимся.

Откройте учебник на стр.162. Внимательно слушаем, определяем тему, идею, настроение.

Чтение учителем.

Тема.

Идея.

Настроение.

Рифма (перекрёстная).

Чтение детьми данного стихотворения (самостоятельно).

Выразительное чтение детьми вслух.( 2 ученика)

По цепочке по 1 строфе.

А) Найдите 2 строфу, прочитайте и объясните смысл этих строк.

Что такое погост?

Б) Найдите 3 строфу,какие слова вам не совсем понятны?(обоз, обитель).Объяснить смысл. (обращаемся к словарю)

В) Почему в 1, 4, 6 строфах стоит многоточие?

Г) Зачитайте строки, где выражена основная мысль данного стихотворения.

Д) Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к данному произведению?

Конкурс чтецов (чтение на оценку).

7.Знакомство с другими стихами Н.М.Рубцова «Далёкое», «Деревенские ночи».

Заранее готовили дети. Чтение дожно быть очень выразительным, образцовым.

Анализ: тема, идея, настроение, рифма.

8.Гимнастика для глаз.

9.

–Давайте вспомним, какие ещё стихи мы с вами читали о Родине? (автор + отрывок наизусть)

(Суриков «Детство», Тютчев «Эти бедные селенья», Есенин «Белая берёза»и мн.др.)

10.

-Что вы должны были подготовить? (Своё четверостишие или стихотворение, презентацию уч-ся «Моя малая Родина», выставка рисунков). Анализ.

11.

- Сейчас мы прослушаем песню. Она была написана более 30 лет назад к художественному фильму «Щит и меч». Эта песня знакома многим поколениям. Может и вам она знакома?

-Давайте прослушаем. (Звучит песня «С чего начинается Родина »)

— Какая мелодия в этой песне?

-Название?

-Кто написал? (муз. Баснера,сл. Матусовского)

-Ещё одну мелодию хочу представить вашему вниманию.

Эта песня уже написана в наши дни, совсем молодая. Давайте прослушаем. (звучит песня «От чего так в России берёзы шумят»

- Кто знает название данной песни?

-Что за группа исполняет? («Любэ»,Николай Расторгуев)

- Какие песни этой группы вы ещё знаете? ( «Давай за нас», «Ты неси меня ,река», «Ребята с нашего двора»и др.)

-Чем похожи эти песни?

12. Заключительная часть.

Чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Родина» (читает учитель).

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим ,наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Любите свою Родину, умейте работать на благо Родины, читайте и изучайте нашу русскую родную литературу. Любите Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И пусть их произведения будут вашими спутниками по жизни.

13. Домад: стр. 162-163 выразительное чтение, вопросы.

14. Оценки.