Урок литературы в 5 классе по теме Понятие об эпитете

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Понятие об эпитете.

Цель: Открыть тайны эпитета; сформулировать понятие об эпитете; стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока:

Слово учителя.

Художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особое название – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гиперболы, сравнения, метафоры и, наконец, эпитеты). Так что же они делают? Какую роль играют? И нужно нам выяснить.

Знакомство с братьями.

Что же связывает всех братьев? А что отличает (внешнее различие и внутреннее (по характеру)).

Определение Пост. эпитет Эпитет

↓ ↓

указывает на переходит из произведения в

важные приз- произведение, создает их на-

наки род и передает из поколения

в поколение в своих сказках,

песнях, былинах. Вы их хо-

рошо знаете.

Я буду называть предмет, а вы мне эпитет, который характеризует его в сказках.

Море (синее)

Солнце (красное)

Месяц (ясный)

Молодцы (добрые)

Девицы (красные)

Конь (ретивый)

Гости (дорогие)

Ветер (буйный)

Но мы нечего не сказали об эпитете. Сегодня мы откроем его тайны, разгадаем его секреты, потому что видеть тропы в тексте, все равно что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно.

Пробуждение жизненных впечатлений.

Назвать качества, которые раскрывают его характер (д/з).

Нравится ли вам этот человек? Опишите человека, который вызывает вашу антипатию (грубый, черствый, лживый, ленивый …).

Игра «Заработай жетон»

По названным признакам угадать, о каком предмете, явлении идет речь.

Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи (роза).

Определить время года по его свойствам. Морозная, снежная, долгожданная, любимая (зима).

Золотая, богатая дарами, бархатная (осень).

Жаркое, грибное, веселое (лето).

Чтение строк Пушкина

… яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно — золотисто,

Будто медом налилось.

Вопрос: какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? Чем особенным обладают эти слова?

Отличие эпитетов от грамматических определений. (работа с карточками).

Роль эпитетов в тексте.

Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

Подчеркните эпитеты, которые создают образ снежинки и делают его незабываемым. Что чувствуете при чтении стихотворения? (Поэт словно завораживает видением. Мы вместе с поэтом то наблюдаем полет снежинки, то любуемся, восхищаемся ее образом).

Представить свои снежинки.

Творческое задание.

Соревнование с написанием (Вставить эпитеты)

(Чудная) картина

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полная) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

Контроль (контрольный лист).

Составление опорного конспекта.

Эпитет (художественное) определение.

Чаще всего (прилагательное), которое

выделяет передает заражает создает

свойства отношение настроением образ

качества автора,

признаки впечатление

Д/З

Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам – образам «береза», «утро», рассказать об эпитете по конспекту.