Урок истории в 6 классе по теме Культура Древней Руси Быт и нравы

Тема урока: «Культура Древней Руси. Быт и нравы.»

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о самобытном характере древнерусской культуры, соединяющей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Развивающая: развивать умения работы с текстом учебника, выделять главное, совершенствовать навыки устной речи, формировать умения комментировать, систематизировать материал при выполнения творческого задания.

Воспитательная: способствовать развитию уважения и любви к культуре своего народа, желания знакомиться с ней.

Понятия: житие, миниатюра, патриотизм, былина, самобытный, фреска, мозаика, образ жизни, слобода, хоромы.

Тип урока: урок – игра.

Оборудование: таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, картины.

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2012,

Ход урока:

Методы и приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предположительные ответы учеников

Организационный момент

Вступительное слово

Фронтальный опрос

Работа с текстом учебника

Беседа по картине

Рассказ.

Описание.

Подведение итогов.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и письменные принадлежности на парте? Молодцы! А теперь попрошу вашего внимания!

Ребята, мы с вами уже успели узнать о том, кто были наши далекие предки, как они жили, как сформировалось наше государство, кто были его первые правители, какой вклад они внесли в становление Руси. А вот сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества. Экскурсоводом в нашем путешествии буду я, а в конце урока ими станете и вы, но всему свое время. Предлагаю начать нашу экскурсию.

Итак, записываем тему нашего урока «Культура Древней Руси. Быт и нравы». (Слайд 1).

План: (Слайд 2).

Особенности культуры Древней Руси.

Письменность и грамотность.

Литература и устное народное творчество.

Зодчество и изобразительное искусство.

Быт и нравы.

Результатом нашей экскурсии должна стать вот такая таблица и заполненный кроссворд. (Слайд 3).

Делимся на команды (разделяю на 4 команды).

А для начала проверим уже имеющиеся у вас знания. Итак, сейчас мы сыграем с вами в игру «Кто? Что? Когда?» Я буду называть вам год, а вы по очереди называть историческую личность (т.е. кто) и событие (что), произошедшее в этот год. За правильный ответ вы получаете жетончик. (Слайд 4).

862 год – призвание варягов; начало правления Рюрика.

882 год – объединение Киева и Новгорода; захват Киева князем Олегом.

907 год – морской поход войск князя Олега на Константинополь, торговый договор с Византией.

945 год – первое восстание древлян, убит киевский князь Игорь; начало правления княгини Ольги.

965 год – первый русский поход на Хазарию, разгром войска под командованием кагана князем Святославом и захват хазарского города Саркеля и Тмутаракань.

988 год – крещение Руси князем Владимиром.

Каждая группа получает карточку-задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующий столбик в таблице и составить краткий рассказ-выступление.

И по ходу мы с вами должны будем заполнить вот такой кроссворд. (Слайд 6, 7).

Итак, у вас несколько минут, чтобы изучить ваш вопрос и заполнить табличку.

1 карточка (Устное народное творчество – стр. 60-61):

- Что такое былина?

- Примеры былинных героев.

- Главная идея былин.

2 карточка (Письменность и грамотность – стр. 61-62):

- Чем прославились Кирилл и Мефодий?

- Из чего делали листы книг?

- Что такое миниатюра?

3 карточка (Литература – стр. 62-64):

- Какое произведение написал Нестор?

- Что такое житие?

4 карточка (Зодчество и изобразительное искусство – стр. 64-67):

- Что было характерно для деревянного зодчества?

- Первые русские храмы.

- Убранство храмов.

Выступление 1 команды.

Добавить примеры былин.

Картина Васнецова «Три богатыря» (Слайд 8).

Беседа:

Кто является главными героями былин?

Каких былинных героев вы знаете?

Чем былина отличается от сказки?

Что объединяет всех былинных богатырей?

Вывод: русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.  Воспевание нелегкого труда пахаря – землевладельца.

Выступление 2 команды.

Дополнение. (Слайд 9).

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). И выбор оказался неслучайным.

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Они были братьями, родились в семье военачальника, получили хорошее образование.

Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ.

Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян.

В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Выступление 3 команды.

Дополнение. (Слайд 10).

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, один из авторов «Повести временных лет».

Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром.

Выступление 4 команды.

Дополнение. (Слайд 12-14).

Слайд 13. Картина.

Софийский собор в Новгороде – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Монументальный массив храма увенчан пятью куполами, расположенными в четком симметричном порядке. Внутри нет ярких мозаик, только суровое и спокойные фрески.

А теперь, ребята, откройте ваши рабочие тетрадки на стр. 18. Задание: «Проведите в схеме соединительные линии».

Заполним с вами последний столбик таблицы. (кто-то прочитает вывод).

А теперь давайте закрепим наши знания и заполним кроссворд.

ЗАПОЛНИМ КРОССВОРД. (Слайд 7).

Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Одно из защитных средств воина; доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.

Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Герой русский былин; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством.

Небольшие изящные картинки, иллюстрирующие текст.

Во время правления какого князя появляются многочисленные переводы греческих и болгарских книг?

Древнерусский летописец, один из авторов «Повести временных лет».

Архитектурные сооружения, предназначенные для богослужений и религиозных обрядов; на Руси стали возводиться после принятия христианства.

Главное слово.

Итак ребята, больше всех баллов набрала команда «________». Мы поздравляем. Все, кто работал сегодня активно, получат хорошие оценки!

Итак, мы можем отметить, что древнерусское государство отличалось для своего времени высоким уровнем развития культуры. В нём формировались самобытные культурные традиции. И Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

И закончить урок я бы хотела строками русской советской поэтессы Натальи Кончаловской:

Времена теперь другие,Как и мысли, и дела.Далеко ушла РоссияОт страны, какой была.Умный, сильный наш народСвою землю бережёт.А преданья стариныЗабывать мы не должны.Слава русской старине!Слава нашей стороне!

Домашнее задание: (Слайд 18).

Читать и знать параграфы 7-8.

В рабочей тетради: стр. 22-23, зад. 3, 4, 5.

Заполнить табличку (Сравнение знати и крестьян).

Повторить Главу 1 (даты, основные понятия и события) – будет проверка.

Ученики настраиваются на работу

Записывают тему в тетрадь.

Богатыри, пахарь-земледелец.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович.

Сказка – плод фантазии автора, былина – от слова «быль», пересказ реального действа, хоть и обросшего мифом.

Храбрость, справедливость, бесстрашие и т.п.

Культурное наследие восточных славян: резьба по дереву и камню, кузнечное дело, мифы и сказания.

Византийские культурные традиции: строительство храмов, церковные книги, иконопись.

Направление культуры

Сущность

Примеры

Особенности культуры Древней Руси

Устное народное творчество

Песни, сказки, былины. Идея – освобождение своей земли, ее защиты от врагов.

Героями были могучие воины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, а также пахарь-земледелец Микула Селянинович.

«Илья Муромец и Калин царь»

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

«Добрыня и змей»

«Добрыня и Алёша»

«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

«Иван Гостиный сын»

«Садко»

Основа древнерусской культуры – наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д.

Также впитывала в себя культурные достижения угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Большое влияние оказывала Византия (после принятия христианства): строительство храмов, написание икон, богословские книги.

Главный мотив искусства – патриотизм.

Письменность и грамотность

Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Развитие письменности и грамотности. Приезжали церковные грамотеи, открыты школы. Переводы греческих и болгарских книг. Первые русские книги.

Сочинение «Александрия» (об Александре Македонском)

Литература

Зарождается древнерусская литература. Летописи. Житие.

«Повесть временных лет» Нестора

Иларион «Слово о Законе и Благодати»

Зодчество и изобразительное искусство

Деревянное зодчество. Каменные храмы.

Внутреннее убранство – фрески и мозаика

Десятинная церковь.

Софийский собор в Киеве и в Новгороде