Тема Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое

«Внутренняя политика Александра I

в 1801 – 1806 годах»

Урок истории в 8 классе

учителя ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

Черняевой В.П.

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике, причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране.

Задачи:

— систематизировать и обобщить знания по теме «Павел I», сформировать у учащихся представления о личности Александра I и характере первых преобразований в стране;

- продолжить формирование навыков работы с картами и схемами, историческими источниками, развивать умение делать выводы и обобщать материал;

- воспитывать интерес к прошлому родной страны.

Методы урока: информационный, наглядный, словесный.

Обеспечение урока:

учебник А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX век, 8 класс. Москва «Просвещение» 2008 год;

атлас по истории;

карта «Российская империя в I половине XIX века».

Оборудование:

компьютер;

экран;

мильтимедийный проектор;

ЭОР «Программа ОМС».

Тип урока: изучение нового материала (урок – путешествие).

Этапы урока:

Первый этап – подготовительный;

Второй этап – изучение нового материала;

Третий этап – итоги урока;

Четвертый этап – домашнее задание.

План урока:

1. Россия при Павле I.

2. Политический портрет Александра I.

3. « Негласный комитет».

4. Начало преобразований Александра I.

Ход урока:

. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, которое поможет рассмотреть особенности внутренней политики Александра I в 1801 -1806 годах. Узнаем реформы высших органов власти; народного просвещения; указы. Научимся давать оценку началу деятельности царя. Слайд 1.

Путешествовать будем по станциям:

«Разминочная», где повторим изученное ранее;

«Личностная», где познакомимся с личностью Александра I;

«Негласная», где познакомимся с работой негласного комитета;

«Преобразованная», узнаем преобразования Александра I в период 1801-1806 годы правления;

«Закрепляющая», повторим изученное на уроке.

Учитель: Ребята, пройдя все станции, мы узнаем, какие из первых преобразований главные. Слайд 2.

Первая станция «Разминочная». Мы поиграем в игру «Составь слово».

Ваша задача выбрать правильный ответ. На обратной стороне ответов буквы. После ответов на вопросы вы вспомните, что Павел I сделал после смерти матери Екатерины II.

Карточка 1. Слайд 3.

1. Годы правления Екатерины?

а) 1762 -1796

б) 1772-1796

2. Годы правления Павла I?

а) 1796 – 1800

б) 1796-1801

3. Почему Павел I ненавидел мать?

а) хотела на престол внука

б) предала его

4. Какова была власть императора в 1801 году?

а) ограниченная

б) неограниченная

Учитель: Теперь переверните карточки, по вашему мнению, с правильными ответами и составьте слово, которое является ответом на вопрос «Что же сделал после смерти матери Павел?»

Учащиеся: Издал указ.

Учитель: Какой указ?

Учащиеся: О престолонаследии.

Учитель: Павел должен был после смерти передать престол своему старшему сыну Александру. Александр родился в 1777 году.

Учитель: А сейчас мы подъехали ко второй станции – «Личностная».

Рассказ учителя об Александре I . Слайд 4- 5.

Александр I очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. У Александра формировались отрицательные черты характера. Отец, видя это, отдал Александра воспитывать щвейцарцу Лагарпу. О его воспитании Крылов написал басню «Воспитание льва», в которой орел вызвался воспитывать львенка. Вы прослушаете отрывок из басни и ответите на вопрос «Чему научил Лагарп Александра?» Слайд 6. (Приложение 1)

Учитель: Чему научил Лагарп Александра?

Учащиеся: Лагарп дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи.

Учитель: Но, что, же такое либерализм?

Учащиеся: Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

Учитель: перечислите либеральные идеи.

Учащиеся:

Отрицательное отношение к крепостничеству;

Введение конституции;

Управление на основе законов;

Участие выборных учреждений в принятии законов;

Предоставление гражданских свобод.

Учитель: Отец с детства прививал Александру любовь к парадам, маневрам – передвижениям войск на театре военных действий, но Александра не покидали либеральные идеи. К началу XIX века росло недовольство широких слоев дворянства политикой Павла. Александр оказался причастен к заговору, который готовился против отца, но не предупредил его. К началу XIX века Россия оставалась самодержавной монархией — государством, в котором правителю (монарху) принадлежала неограниченная власть. Именно такую власть получил Александр от своего отца, после переворота 11 марта 1801 года. При восшествии на престол издал манифест -торжественное письменное обращение верховной власти к населению. В котором говорилось о том, что он обещал управлять « по законам и сердцу бабки своей – Екатерины Великой»

Учитель: Ребята, назовите годы правления Александра I.

Учащиеся: Александр I правил с 1801 года по 1825 год. Слайд 7- 8.

Учитель: В кругу друзей Александр заявлял: «Моя цель – дать России свободу». Так в 1801 году он создал «Негласный комитет. Переходим к следующей станции «Негласная».

Учитель: С июня 1801 года по май 1802 года осуществлялась деятельность «Негласного комитета», своеобразного «теневого правительства», который создал Александр I. В его состав входило 4 человека, с которыми он воспитывался и учился. Это – П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей. Целью негласного комитета являлось создание проектов преобразований, а результатом – ограничение самодержавия.

Учитель: работаем над пунктом «Негласный комитет» и выбираем первые шаги Александра. В своей работе вы встретите понятие амнистия – частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью. Делаем кластер, в центре которого запишем первые шаги Александра во внутренней политике. Проверим кластер, какие шаги вы выбрали. Подведем итог станции негласная, ответив на вопрос: Зачем нужен был «Негласный комитет» Александру?

Учитель: Переходим к станции «Преобразованная». Работаем по учебнику пункт «Преобразования». Слайд 9-11..

Учитель: Вы готовили индивидуальные задания по преобразованиям, которые провел Александр I. Заслушаем их выступление. По ходу рассказа вам необходимо записывать указы Александра в тетрадь.

Учащиеся: 1 ученик знакомит с указами Александра в 1801 году.

1 Указ – представления о «Жалованной грамоте» дворянству.

«Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд. Подтверждены были монопольное право дворян на землю и крепостных, запрещение конфисковывать имение, если владелец совершил преступление, – в этом случае оно передавалось наследникам, право заниматься торговлей и предпринимательством, право иметь свои словные учреждения. Отныне оно называлось «благородным дворянством», освобожденным от телесных истязаний.

2 Указ – представления о « Жалованной грамоте» городам.

Эта грамота включала права и привилегии горожан, предоставленные им предшествующим законодательством. К ним относятся освобождение верхушки купечества от подушной подати и замена рекрутской повинности денежным взносом, установленная указом 1776 г. Привилегированные горожане: купцы, банкиры, архитекторы, ученые, живописцы, композиторы, они освобождались от телесных наказаний, им разрешалось возбуждать ходатайство о присвоении дворянства. Вводила сложную систему городского самоуправления, где высший орган самоуправления – Собрание городского общества, исполнительный орган – Шестигласная дума

Учитель: Какие ещё указы были изданы в 1801 году?

Учащиеся: Указ – пропуск российских произведений за границу.

Учащиеся: Указ – улучшение содержания заключенных.

Учитель: Второй ученик готовил преобразования в 1801 году. По ходу его рассказа вам необходимо записывать преобразования Александра в 1801 году в тетрадь.

Учащийся:

Прекращены пожалования дворянам государственных крестьян;

Запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли;

Дано право мещанам и крестьянам покупать ненаселенные земли.

Учитель: Третий ученик готовил преобразования в 1802 году. Послушаем его.

Учащийся: Одновременно главными органами государственного управления вместо коллегий стали 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, народного просвещения, коммерции. Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Все члены «Негласного комитета» вошли в состав правительства: Кочубей стал министром внутренних дел, а Строганов — его заместителем; заместителем министра юстиции был назначен Новосильцев, Чарторыйский стал фактически министром иностранных дел (хотя официально был лишь его заместителем).

Создание восьми министерств

Сенат – высший судебный орган

Создание Комитета министров

Учитель: Запишем преобразования в 1802 году и виды министерств. Слайд 12.

Учитель: Преобразования в 1803 году. По ходу рассказа вам необходимо записывать преобразования Александр I в 1803–1804 годах в тетрадь.

Учащийся 4: В 1803 году была реформа народного просвещения, которая давала право обучаться в высших учебных заведениях «Низшим слоям населения». Автономию получили университеты.20 февраля 1803 года вышел указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп. За 25 лет правления Александра 47 тысяч крестьян смогли купить себе свободу. В 1804 году в Прибалтике вышел указ об «Остзейских крестьянах», где были четко определены размеры крестьянских повинностей, и крестьяне признавались наследными владельцами своих земельным участков.

Учитель: Как вы думаете, какой вывод можно сделать о внутренней политике

Александра в 1801–1806 году?. Слайд 13.

Учащиеся:

Вывод: изменить к лучшему положение дел в стране можно с помощью реформ.

Учитель: последняя станция «Закрепляющая». Здесь мы выполним 3 задания.

Работа учащихся с программой OMC. Практическая работа «Внутренняя политика Александра .

По завершению практической работы проводится фронтальная работа с классом по вопросам.

Учитель: первый вопрос «Что такое амнистия?»

Учитель: второй вопрос «Что такое либерализм?»

Учитель: третий вопрос «Что такое маневр?»

Учитель: четвертый вопрос «Что такое манифест?»

А. Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства;

Б. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению;

В. Частичное или полное освобождение от судебного наказания, производимое верховной властью;

Г. Передвижение войск на театре военных действий.

3. Итоговый тест №1. (Приложение 2).

Учитель: а теперь, ребята, ответьте на вопрос, который был задан в начале урока «Какие из первых преобразований Александра I главные?» слайд 14.

Учащиеся дают ответ.

Рефлексия.

Домашнее задание:

1 уровень – ответить на вопросы после параграфа.

2 уровень – работа с документами «Записки И.Д. Якушина», ответы на вопросы после документа

Индивидуальное задание – биография Кутузова, Наполеона.

Презентация одежды солдат русской, французской, турецкой, иранской армий.

Приложение 1.

Отрывок из басни.

И говорит ему он так: «Любезный сын,

По мне наследник ты один;

Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь;

Так я тебе охотно царство сдам.

Скажи теперь при всех лишь нам,

Чему учен ты, что ты знаешь

И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?»

«Папа,— ответствовал сынок,— я знаю то,

Чего не знает здесь никто:

И, от Орла до Перепелки,

Какой где птице боле вод,

Какая чем из них живет,

Какие яйца несет,

И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат:

У птиц недаром говорят,

Что я хватаю с неба звезды;

Когда ж намерен ты правленье мне вручить,

То я тотчас начну зверей учить вить гнезды».

Тут ахнул царь и весь звериный свет;

Повесил головы Совет,

А Лев-старик поздненько спохватился,

Что Львенок пустякам учился

И не добро он говорит;

Что пользы нет большой тому, знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа;

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойства своего народа

И выгоды земли своей.

Приложение 2.

Тест №1

Сколько входило реформаторов в «Негласный комитет?»

А) 5;

б) 4;

в) 6.

Сколько человек входило в «Непременный совет?»

А) 10 ;

б) 9;

в) 12.

Соотнесите правильно даты и события:

а) 1802 1) указ о вольных хлебопашцах

б) 1804 2) реформа народного просвещения

в) 1803 3) реформа высших органов власти

Результат «Негласного комитета»:

А) ограничение самодержавия;

Б) неограниченная власть;

В) укрепление самодержавной власти.

Выбери, какие указы издал Александр I в 1801 году:

А) право крестьян и мещан покупать ненаселенные земли;

Б) «Жалованная грамота» городам;

В) «Жалованная грамота» дворянам;

Г) об открытии границ;

Д) пропуск произведений за границу;

Е) улучшение жизни заключенных.

Выбери, какие министерства не были образованы:

А) военное

б) морское

В) народного просвещения

Г) иностранных дел

Д) юстиции

Е) коммерции

Ж) внутренних дел



Страницы: 1 | 2 | Весь текст