Статья Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного обр

Реализация непрерывного образования в условиях Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж»

Лысиков А.И. , директор ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Багера Елена Александровна, зам. директора по научно-методической работе ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»,

г. Серпухов

Шибаева Анна Петровна, зав. методическим кабинетом ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

Непрерывное образование в условиях ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» рассматривается как преемственность всех структурных элементов системы образования, взаимодействие различных форм и типов обучения, направленного на целостное развитие личности. Колледж существует как тип интегрированного образовательного учреждения. Концепция развития колледжа отражает новые модели и механизмы управления колледжем, которые опираются на современную правовую базу и обеспечивают освоение новых форм обучения. Реализация непрерывного образования нацелена на развитие духовного, трудового и интеллектуального потенциала молодежи, способной полноценно жить и трудиться, сохраняя и приумножая ее культурные традиции; коррекцию образования, производства и социальных структур с целью влияния на социально-экономическую ситуацию Московской области; устранение разрыва в профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении учащихся основной и профессиональной школы; освоение внутри образования опережающих моделей и принципов хозяйственно — экономической и политической жизни Московской области, а также «правовых» индустриальных и информационных технологий. Основными задачами являются: совершенствование нормативно-правовой базы в области непрерывного образования в условиях колледжа; укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры колледжа; разработка образовательных программ, учебных планов и учебно-методических материалов; налаживание деловых связей с ВУЗами Московской области и Москвы; обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм, и методов обучения на всех уровнях и ступенях образовательного иональный колледж» образования Московской областинального образования Московской области «; разработка и тиражирование учебных пособий. Работа по реализации непрерывного образования в условиях колледжа проходило в два этапа: 1 этап – проведение мониторинга качества образования, налаживание связей с педагогическими ВУЗами Москвы и Московской обрасти; 2 этап – укрепление и модернизация материально-технической инфраструктуры колледжа, разработка программы, учебных планов и методических материалов, их тиражирование, обеспечение преемственности содержания педагогического образования на всех уровнях и ступенях. В ходе мониторинга проводилось анкетирование администрации, преподавателей, студентов, учителей и учащихся начальной школы-сад, основной и средней общеобразовательной школы, а также колледжа. Для получения объективных данных мониторинга в колледже создана экспертная группа для определения уровня профессиональной компетенции преподавателей колледжа и учителей гимназии. Результаты проведения мониторинга подтвердждают высокий уровень организации системы непрерывного образования в условиях колледжа, распространение инновационного опыта по реализации непрерывного образования в системе образования Московской области. Государственное образовательное учреждение находится на юге Московской области, возглавляет его Заслуженный учитель Российской Федерации А.И. Лысиков.

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» – уникальное в России инновационное образовательное учреждение, в котором молодежь, зная о своем нелегком педагогическом будущем, хочет учиться. В прошлом в Серпухове было обычное среднее специальное учебное заведение – педагогическое училище, коих в России очень много. Для того чтобы понять стратегию перехода к новому образовательному учреждению – колледжу, нужно сравнить прежний и новый объекты по ряду характеристик: предназначению, уровню подготовки выпускника, структуре и др., изменения которых и привели к системному преобразованию и сознанию системы непрерывного образования. Прежнее педучилище готовило учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, что соответствовало уровню техникума (среднее специальное образование). Это не удовлетворяло социальный заказ ни сегодняшнего, ни тем более, завтрашнего дня. Это было установлено специальным социологическим исследованием, проведенным самим училищем, выпускников которого школы и детские сады брали не очень охотно. В настоящее время колледж дает образование начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней. Таким образом, выпускники колледжа могут поступить в высшее учебное заведение заведения по договору. Отсюда очевидно, что уровень преподавания учебных и специальных дисциплин значительно выше, чем в бывшем педучилище. Второе изменение принципиального характера связано с введением новых специальностей. При переходе от училища к колледжу нововведения осуществлялись не только в содержании образовательного процесса, но и в его организации. Речь идет о создании обособленных структурных подразделений (детский сад — начальная школа, средняя общеобразовательная школа, колледж, создание автономного образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования в Московской области), связь с ВУЗами г. Серпухова, г. Москвы, а также экспериментальном освоении вместо классно-урочной системы (с ее равномерно распределенными по дня недели уроками в расписании) блочно-модульной системы обучения, включающей в себя и известную методику погружения в предмет, и возможность изучения темы не по частям, а целым блоком (в блоке подряд идущих уроков). В этом нововведении заложены мало изученные возможности повышения эффективности обучения. Следующее нововведение системного характера также призвано обеспечить принципиально новое качество подготовки специалистов. Речь идет о новой структуре колледжа. В колледже осуществляется преемственность всех структурных звеньев образования: начальная школа – сад, средняя общеобразовательная школа, колледж, филиалы ВУЗов. Обычно в педучилищах студенты проходят практику на базе детских садов и школ, где работают воспитателями и учителями те, кто в самом училище не преподает. Недостатки (проблемы) результатов образования студентов здесь непосредственно зависят от пороков организации учебно-воспитательного процесса и пороков кадрового обеспечения подготовки молодых специалистов. Для решения проблемы, было принято решено в рамках колледжа создать образовательный комплекс, который бы включал начальную школу-детский сад, основную, а затем среднюю общеобразовательную школу, колледж и высшие учебные заведения.

В колледже образовательно-воспитательный процесс единый, осуществляется по единой программе и теми же педагогами, которые преподают методику того или иного предмета студентам колледжа, а значит, и показывают эту методику в действии в своем собственном исполнении. Еще одно преобразование. В любом варианте (когда один воспитатель в саду, а один учитель в школе учит детей по всем предметам, когда каждый вид деятельности или предмет ведет специалист) есть свои плюсы и свои минусы. В содержании подготовки студентов специальное внимание уделяется формированию имиджа учителя. Инновационным в деятельности колледжа является создание кабинета учебно-методического обеспечения, который по мере развития внешних связей превратился в научно-методический центр. Кабинетом учебно-методического обеспечения осуществляется диагностика уровня профессиональной компетентности, информационной потребности педагогических кадров. Для обеспечения высокой эффективности своей работы кабинет взаимодействует с научными учреждениями, издательствами, городским и районным УМЦ, педучилищами и колледжами Московской области, РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Колледж имеет шесть учебных корпусов с учебными аудиториями, оснащенными необходимой аудио и видео и оргтехникой, конференц-зал, концертные, спортивные, хореографические залы, три методических кабинета, столовые, стоматологический и физиокабинеты, салон по изготовлению костюмов для творческих коллективов колледжа, библиотеки с читальными залами, художественно-скульптурная мастерская, Ресурсный образовательный центр, выход в Интернет. Для осуществления системы непрерывного образования в колледже создана хорошая материально-техническая база. Существует собственная база для прохождения студентами колледжа педагогической практики и реализации профессиональных умений, креативных способностей преподавателей колледжа, задействованных в работе начальной школы – сад и средней общеобразовательной школы.

Таким образом, на основании выше изложенного можно определить основные направления работы колледжа в системе непрерывного образования: ориентация профессионального образования на международные стандарты качества; выстраивание единого образовательного пространства региона на основе взаимосвязи профессиональных образовательных программ; создание эффективной системы профессионального образования, ориентированной на формирование готовности выпускников к самоопределению в вопросах трудоустройства и карьеры; расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов; формирование мобильного и конкурентоспособного образовательного учреждения с учетом потребностей регионального рынка труда.

Список использованных источников

Алексеев Н.Г. Методологические принципы преемственности образовательных систем. // Преемственность в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. Тр. – М, 1994 с. 21-23

В поисках нового содержания образования: Сб. науч. Тр. – Красноярск, 1993 с. 12 — 14

Воспитание молодых специалистов в условиях интеграции общего и профессионального образования. // Вопросы воспитания № 4, 2005 с. 14

Газман О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях. М.,1995 с.21 -23

Иванов С.А. Личность в непрерывном образовании. М., 2000 с. 17 — 25

Лысиков А.И. Роль педагогического колледжа в модернизации общего образования. МОПК, г. Серпухов, 2006, с. 2 – 12

Лысиков А.И. Педагогика – экология души, 2005, с. 194 – 224

Лысиков А.И. Педагогический колледж как учебно – воспитательный комплекс: обоснование современной культуры, особенности функционирования, 2009. с. 34 -38.

Материалы семинара «Самореализация личности в контексте системы непрерывного образования», МОПК, Серпухов, 2005, с. 21-47

Молчанова Т. Г. Формирование активной жизненной позиции у студентов МОПК и воспитание ответственности за свои поступки //

Материалы семинара кураторов. МОПК., Серпухов, 2006. с. 2 — 17

Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/ Г. М. Коджаспирова.-М.: Айрис-пресс, 2006 с. 29

Педагогика: уч./ Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008 с. 366 — 373

Педагогика: уч./ В.А. Сластенина. М.: 2003, с. 335

Шибаева А.П. Материалы отчета // Проект «Реализация непрерывного образования МОПК», 2005. г. Серпухов. с. 2-10

Шибаева А.П. Непрерывное педагогическое образование – приоритетное направление сферы российского образования // Материалы семинара «Самореализация личности в контексте системы непрерывного образования МОПК» г. Серпухов. 2005. с. 20-47