Социальная сфера общества Урок обобщения и систематизации знаний об обществе

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока – обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания

Задачи урока:

Обучающие:

показать различия культурного восприятия действительности разными людьми;

раскрыть влияние социальной роли на поведение человека;

выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур;

Развивающие:

элементы проблемного обучения;

Развитие коммуникативных навыков;

Формирование умения выражать и отстаивать в дискуссии собственную позицию;

Воспитывающие:

способствовать воспитанию толерантности

создать условия для развития ценности активной гражданской позиции, патриотизма

Тип урока:

по характеру деятельности: комплексного применения знаний

по ведущему методу: урок-дискуссия

Оборудование:

Раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point

Методы

элементы проблемного обучения;

беседа с элементами дискуссии;

самостоятельная работа;

работа в группах

План урока.

Организационный момент – 1 минута.

Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 2 минуты.

Собственно учебная деятельность. (повторение, обобщение, систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей) – 35 минут.

Заключительная часть. (подведение итогов работы на уроке, сообщение и комментирование домашнего задания) — 5 – 7 минут.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме “Социальная сфера общества”. Давайте определим, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю написать в тетради известные вам понятия по теме «Социальная сфера» (использование приема “мозговой штурм”)

Все понятия, которые вы написали, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение.

- Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Приведите примеры многообразия социальных групп и общностей.

- Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?

Социальная структура = страта + страта + страта

Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

Работа в группах по карточкам-заданиям. В ходе беседы выходят на понимание того, что свою позицию они формируют, с одной стороны, исходя из собственного опыта, знаний, традиций, образования, т.е. из собственной культуры. С другой стороны все оценивают людей, исходя из ожидаемого поведения, связанного с теми социальными ролями.

Задание №1:

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание №2:

Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

- Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

Учитель: Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью

4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль — важные понятия социальной сферы общества.

- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

- Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.

Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.

1 вариант

1. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений между ними – это

А) Социальная структура

Б) социальная роль

В) социальное неравенство

Г) социальная политика

2. К малой группе относится (- ятся)

А) интеллигенция

Б) рабочие страны

В) музыканты оркестра

Г) избиратели

3. Многолетний конфликт между палестинцами и израильтянами, которые длительное время проживают на одной территории, являются примером

А) внутриличностного конфликта

Б) межличностного конфликта

В) межгруппового конфликта

Г) конфликта с внешней средой

4. В семье П. жена Анна выполняет роль матери и хозяйки, муж Олег ответственен за материальное обеспечение. Знакомые утверждают, что Олег является главой семьи. Это пример семьи

А) традиционной

Б) коллективистской

В) расширенной

Г) авторитарной

5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

1) В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда.

2) Социальная структура организует общество в единое целое.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и молодежной тусовки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1) наличие системы неформальных ролей и статусов

2) совместное ведение хозяйства

3) совместное проведение досуга

4) общность быта

Черты сходства

Черты различия

7. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:

А) армия

Б) церковь

В) школа

Г) семья.

2 вариант

1. К основным социальным ролям не относится роль

А) гражданина

Б) зрителя

В) семьянина

Г) труженика

2. К показателям достигаемого статуса относится

А) возраст

Б) социальное происхождение

В) образование

Г) пол

3. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.

А) авторитарный

Б) демократический

В) традиционный

Г) попустительский

4. «Наша нация, в отличие от других, выполняет великую, пограничную миссию между Востоком и Западом». Данное утверждение является примером проявления

А) патриотизма

Б) шовинизма

В) национализма

Г) интернационализма

5. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

1) Социальные отношения включаю в себя отношения между обществом и природой

2) Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1. находится под контролем человека

2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей

3. оказывает влияние на поведение человека

4. приобретается благодаря удаче и везению

Черты сходства

Черты различия

7. Совокупностью формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом является:

А) право

Б) статус

В) брак

Г) роль

Ответы: 1 вариант: 1-а, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в, 6 -1324, 7-г.

2 вариант – 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-2314, 7-в.