Системный подход к изучению человека

Системный подход к изучению человека:

Человек — носитель единства проявления природных, социальных и исторических свойств, включен соответственно в такие системы, как природа, общество, человечество.

Биологическая составляющая человека (индивид) есть совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе.

Социальная составляющая человека (личность) — носитель свойств, имеющих социальную природу и отражающих как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества.

Человек проходит процесс социализации (вхождение в общество) в определенном социуме определенного этапа развития человеческого общества.

Совокупность индивидуальных и личностных свойств у каждого отдельного человека неповторима, что и характеризует его индивидуальность.

Человек не только испытывает влияние биосферы (распространенное по поверхности живое вещество вместе с продуктами его жизнедеятельности), но и активно влияет на нее своим поведением, сознанием и бессознательным, своим состоянием (А.Л. Чижевский, 1976 г.)

Человек существует не только в природном, социальном мирах, но и в символической среде. Мир, представленный в человеке-с помощью языка, символов, характерен для той или иной культуры, к которой принадлежит данный человек. Причем понятие культуры включает не только внутренние (психологические, духовные) качества, но и их проявления в способах деятельности и результатах этой деятельности. Человек является и представителем, и носителем культуры, и одновременно ее творцом. В процессе формирования человеческой культуры деятельность предыдущих поколений накапливается. Менталитет народа, живущего в конкретной культуре, позволяет описать своеобразие видения им окружающего мира, а также объяснить специфику реагирования на этот мир. Каждый человек проходит процесс культурации (вхождения в ту или иную культуру).

Таким образом, человек является биологическим, социальным, психологическим и духовным существом, входит в состав соответствующих систем, являясь единством свойств всех этих систем. Именно поэтому так много наук изучает человека.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения: инстинкты (врожденные формы поведения), научение (приобретенные формы поведения), психологическая (интеллектуальная) деятельность.

Психология и возраст

Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой личности. Под влиянием биологических сил стадии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга. Можно говорить о психических особенностях, общих для младенцев, подростков, взрослых, пожилых.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями:

системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни;

отношениями с окружающими;

знаниями и умениями, которыми он овладевает;

метрическим возрастом и пр.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на человека непосредственно. Одни и те же воздействия внешней среды влияют по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Таким образом, условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы: физиологические условия, социальные, психологические.

Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста. В деятельности через разрешение возникших на определенном этапе развития противоречий происходит психическое развитие. Движущей силой психического развития является активность личности. На это развитие, несомненно, влияют природные (в частности, наследственные) и социальные факторы, но они являются только условиями психического развития человека. У человека благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.

Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:

пренатальный (внутриутробный период);

детство;

младенчество (от рождения до 1 года жизни);

раннее детство (1-3 года);

младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);

старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет);

младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет);

подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);

ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);

юность (17-21 год);

зрелость:

ранняя (21-25 лет);

средняя (25-40 лет);

поздняя (41-55 лет);

►старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет).

Возрастные особенности существуют как наиболее типичные возможности данного возраста, указывающие на общие направления психического развития в данных возрастных границах. Каждый из возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая и анализируя поведение человека.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис.