Системно — деятельностный подход на уроках истории

Спирина Светлана Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 47

Новосибирская область, г. Барабинск

Системно - деятельностный подход на уроках истории.

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю — я усваиваю».

Китайская мудрость

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход.

«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».

Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом: 1) формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии); 2) формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах; 3) формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализовывать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те «способности к самодеятельности. Деятельностный подход на уроке истории предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.

Деятельностный подход на уроке обеспечивает включение детей в деятельность: 1) целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; 2) прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний; 3) учебные действия детей — на этапе «открытия» нового знания; 4) действия самоконтроля и самооценки — в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

Деятельностный подход создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов. Составляя конспект очередного занятия, ставлю перед собой следующие вопросы: как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Организую учебную деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, организовываю эти поиски, управляя учащимися, развиваю их познавательную деятельность.

Этапы построения урока при системно — деятельностном подходе:

Мотивация к учебной деятельности; Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией; Выявление места и причины затруднения; Построение проекта выхода из затруднения; Реализация построенного проекта; Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия; Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; Включение в систему знаний и повторение; Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Виды учебной деятельности на уроке:

Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Многообразие источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета учат быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки

Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

Составление древа понятий. Данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.

Составление биографических справок – характеристик исторических личностей знакомит учеников с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.

Работа с исторической картой позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Анализ исторических источников (докуменов) — один из ведущих видов познавательной деятельности, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции позволяет формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.

Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала; участие в конкурсах исторических исследовательских работ способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.

Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися; возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний; значительно сокращается время обучения; наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Т.О. применение системно — деятельностного подхода в преподавании истории гарантирует высокую результативность обучения, что является актуальным переходом в современных условиях на личностно-ориентированные, интерактивные развивающие технологии обучения.