Система работы с одарёнными учащимися учителя истории и обществознания Осокиной Н А

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Мурома»

Система работы

с одарёнными детьми

из опыта работы

учителя истории и обществознания

Осокиной Натальи Александровны

Муром, 2012

«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость — это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность. Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», — говорил Платон.

Важно выявить среди воспитанников учащихся с признаками одаренности. Необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого необходимы самые разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источником информации об особенностях, интересах ребенка являются родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники. Анализировала результаты работы, достижения ребенка. Использовала некоторые психометрические методики для выявления одаренности. Например: опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация», опросник Р.С. Немова «Тип мышления», тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тесты Гилфорда и Торренса (креативность) и другие.

Я строю свою работу на основе индивидуальных программ работы с одаренными детьми по предметам история, основы правовых знаний и обществознание. А также в 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах веду школу одаренных детей по обществознанию для учащихся 10-11 классов города Мурома.

Основной задачей с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка

- развитие индивидуальности одаренного ребенка.

Мониторинг, проводимый среди учащихся, дает мне возможность постоянно корректировать свою деятельность, обращать внимание на трудности, испытываемые учащимися в учебном процессе, учитывать возрастные и личностные особенности подростков. Хочу подчеркнуть, что индивидуальные программы (индивидуальные образовательные планы) не тормозят познавательное и личностное развитие одних и не создают физических, психологических перегрузок у других. Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).

Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы:

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.

3-й этап – экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.

4-й этап – реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ. Нацеливание самого ученика на результат — главное при выполнении индивидуального плана. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом, индивидуальный образовательный план — реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане.

В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

Формирование у школьников через интерактивное включение в

учебный процесс критического мышления.

Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

Стимулирование познавательного интереса.

Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,

построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Воспитание творческой личности, подготовленной к решению

сложных проблем в различных областях деятельности.

Развитие творческого воображения с целью преодоления

стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «портфолио»

Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Интерактивное обучение

Формирование умения работать сообща на единый результат.

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человекуочке зрения, позиции.

Именно эти педагогические технологии, на мой взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

Большое внимание уделяю исследовательской работе учащихся. Учащиеся с большим интересом выполняют исследования по истории, обществознанию. И с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы Интернет. Изучив структуру олимпиады, олимпиадные задания разных лет, их типы я составила сборник материалов для учеников по подготовке к олимпиадам. Это позволило ученику работать не вслепую, поглощая огромный поток информации, а использовать знания применительно к конкретной задаче, заданию. Ребята пробуют свои силы на олимпиадах разного уровня – школьном, муниципальном, региональном.

Проводимая работа позволила добиться определенных результатов.

Результаты работы с одаренными учащимися

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

Городская олимпиада по основам правовых знаний:

Шеншина Лидия (7 класс) – 2 место

Малинина Юлия (8 класс) — 2 место

Морозова Екатерина (9 класс) – 2 место

Степанова Полина (10 класс) – 2 место

Областная олимпиада по основам правовых знаний:

Степанова Полина (10 класс) – 7-8 место (призер)

Международная игра по истории «Золотое Руно»:

Сидоров Дмитрий (7 класс) — 1 место в России

Любимова Ольга (7 класс) – 3 место в регионе

Городская олимпиада по основам правовых знаний:

Малинина Юлия (9 класс) — 2 место

Степанова Полина (11 класс) – 2 место

Областная олимпиада по основам правовых знаний:

Степанова Полина (11 класс) –9 место

Городская олимпиада по обществознанию:

Морозова Екатерина (10 класс) – 1 место

Городская олимпиада по истории:

Морозова Екатерина (10 класс) – 3 место

Игнатова Юлиана (11 класс) – 2 место

Международная игра по истории «Золотое Руно»:

Киселева Ксения (6 класс) — 1 место в России

Сидоров Дмитрий (8 класс) — 1 место в России

Холодова Валерия (9 класс) – 1 место в России

Городская олимпиада по основам правовых знаний:

Малинина Юлия (10 класс) — 3 место

Областная олимпиада по основам правовых знаний:

Малинина Юлия (10 класс) – 7 место

Городская олимпиада по обществознанию:

Голенков Александр (7 класс) – 2 место

Киселева Ангелина (8 класс) – 2 место

Шеншина Лидия (9 класс) – 1 место

Малинина Юлия (10 класс) – 3 место

Телкова Ксения (11 класс) – 2 место

Морозова Екатерина (11 класс) – 5 место

Областная олимпиада по обществознанию:

Телкова Ксения (11 класс) – 2 место

Городская олимпиада по истории:

Голенков Александр (7 класс) – 4 место

И в заключении я хотела бы отметить, что в любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат-повышение качества образования.