Система работы по развитию графомоторных навыков

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Коррекция и развитие

графомоторных навыкову детей

с ограниченНыми

возможностями здоровья

Разработала учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»

компенсирующего вида

Андреева Венера Фатыховна

Пояснительная записка

Цель: формировать графомоторные и сенсорные навыки у детей с проблемами в интеллектуальном развитии .

Задачи: корригировать мелкую и общую моторику, развивать сенсорное и зрительное восприятие, внимание, пространственную ориентировку, слухо-моторную координацию; формировать базовые графические навыки.

Актуальность.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей с проблемами в интеллектуальном развитии к обучению. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития психомоторной сферы ребенка.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

– несформированность зрительно-двигательной координации;

– недостаточный уровень мышечных усилий руки;

– недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

– нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону элементов букв и цифр);

– отсутствие связных движений при письме, «печатание» элементов букв;

– плохой почерк, сильный тремор, проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

– слишком большое напряжение руки при письме.

Структура непосредственно-образовательной деятельности

I.Организационный момент.

II.Мобилизующий момент:

1)Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

2)Коррекция высших психических функций.

III. Изучение нового материала.

IV. Динамическая пауза.

V. Закрепление. Продуктивная обработка образца.

VI. Рефлексия.

Ожидаемые результаты.

Дети должны уметь:

– выделять каждый палец на руках и называть его;

– выполнять упражнения с карандашом;

– захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;

– выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение);

– выкладывать предметы из палочек, косточек, бусинок по образцу;

– подбирать и сравнивать парные картинки;

– выполнять определённые действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;

– правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;

– правильно писать элементы букв;

– сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;

– выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.

Характерными методами и приемами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседа, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек и шнурков.

Литература

1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [текст] / З. Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Книги серии «Библиотека журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии»». – 2004.

3. Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

4. Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3.

5. Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно-методический журнал. – М., – 2005. – № 3, 5, 6.

6. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. [Текст] / под ред. И. А. Михаленковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

7. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004.

8. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

9. Курицына, Э. М., Тараева, Л. А. Большая книга занятий по развитию речи. [Текст] / Э. М. Курицына. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). [Текст] / Е. А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

Первый период (сентябрь-ноябрь)

Teмa: Зарисовка точки внутри клетки

Цели: учить размещать круг внутри клеточки; корригировать и развивать слухомоторную координацию; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Капельки».

Тема: Ориентировка на листе бумаги. Проведение прямых линий

Цели: формировать умение вести прямую линию слева направо по разлиновке; корригироватъ мелкую моторику; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Дорожка».

Тема: Проведение прямых линий и постановка точки в уголке клеточки

Цели: формировать умение вести прямые линии и ставить точки в уголках клеточек; корригировать внимание; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Бусы».

Тема: Ориентировка на листе бумаги в клетку. Рисование в тетради прямых линий с точкой вверху

Цели: формировать умение видеть и вести вертикальные линии на листе бумаги в клетку; корригировать и развивать воображение; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность учащихся.

Упражнение «Столбики».

Тема: Написание прямых палочек с наклоном

Цели: формировать умение соединять углы клеточек по диагонали; корригировать и развивать воображение; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Забор повалился».

Тема: Написание кругов «колечки»

Цели: закреплять графические навыки при зарисовке кругов в рабочей строке; корригировать и развивать зрительное восприятие; воспитывать мотивацию к учению через практическую работу учащихся.

Упражнение «Колечки».

Второй период (ноябрь-февраль)

Тема: Проведение различных линий в горизонтальном и вертикальном направлениях

Цели: учить проводить различные линии в горизонтальном и вертикальном направлениях; корригировать и развивать общую моторику; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность учащихся.

Упражнение «Зубцы».

Тема: Волнистые линии

Цели: учить проводить волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; корригировать и развивать память; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Волны».

Тема: Рисование овала «яйца»

Цели: учить размещать овал внутри клеточки; корригировать и развивать память; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Яйца».

Тема: Обвод нескольких клеток вместе

Цели: формировать умение видеть элементы клетки, ориентироваться в ней; корригировать и развивать мелкую моторику; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Кирпичики».

Третий период (февраль май)

Тема: Написание кругов в рабочей строке

Цели: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы), закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать рисунки с помощью карандашей.

1) Упражнение в написании кругов в рабочей строке.

2) Рисование вишенок, закрашивание красным цветом.

Упражнение «Вишни».

Тема: Написание квадратов

1) Упражнение в написании квадратов.

2) Рисование домиков, закрашивание жёлтым и красным цветом.

Тема: Рисование овощей.Упражнение в штриховке сверху вниз. Закрепление навыка рисования овощей

Упражнение «Морковь».

Тема: Штриховка. Обводка овощейУпражнение в штриховке справа налево. Закрепление навыков обводки овощей

Упражнение «Помидор».

Тема: Штриховка наклонно, рисование овощей. Упражнение в штриховке наклонно. Закрепление навыков рисования овощей

Упражнение «Лук».

Упражнение «Щавель».

Тема: Упражнение в штриховке, зарисовке овощей

Упражнение «Горох».

Тема: Упражнение в штриховке, зарисовке овощей

Упражнение «Огурцы».

Тема: Выкладывание предметов по образцу, по речевой интонации

Цели: совершенствовать ориентировку на листе бумаги; учить выкладывать изображаемый предмет на столе по образцу, по речевой интонации.

1) Упражнение «Выложите ёлочку».

2) Упражнение «Выложить тучки вверху, ручейки – внизу».

Тема: Проведение линий в горизонтальном и вертикальном направлениях

Цель: учить проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях.

Упражнения «Вниз по горке», «Волны на море», «Мостик через речку».

Тема: волшебный карандаш

Цели: учить проводить различные линии в горизонтальном и вертикальном направлениях; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность детей; корректировать и развивать зрительное восприятие.

Оборудование: дощечки, кисточки, баночки с водой, спички, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

Игра «Краски перепутались» (исправить цвета предметов).

Огурец – синий, котёнок – красный,

Морковь – зелёная, горох – оранжевый.

2. Мобилизующий момент.

– Представьте, что у вас в руках верёвочка (натянуть верёвочку в руках (ногах), расслабить).

– Соберите слова на хвосте у жар-птицы (изображение сказочной птицы демонстрируется на доске, на хвосте разбросаны слоги, из которых учащиеся должны сложить слова).

3. Артикуляционная гимнастика.

 На выдохе пропеть гласные «а, у, о, а, у, о».

 Упражнение «Качели».

 Проговорить быстро, медленно, весело:

Надо воду посолить и огурчики залить…

Хорошие солёные огурчики зелёные!

4. Введение в тему.

Палочка волшебная есть у меня, друзья,

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом, самолёт и большущий пароход!

(Карандаш.)

– Отгадайте, что хотел нарисовать карандаш.

5. 1) Игра «Хлопни раз и другой, где красками рисунок видишь мой».

Учитель-логопед.

Над бумажным над листом машет кисточка хвостом,

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета, ух, какая красота!

Задание. Хлопнуть при показе картинок, нарисованных красками.

2) Зарядка для рук.

Пальцы встали дружно в ряд, десять крепеньких ребят:

Эти два – всему указки, всё покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка, два здоровых бодрячка.

А вот эти безымянны, молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца – коротышки.

Пальцы главные средь них – два больших и удалых.

Упражнение «Нарисуй дощечку».

Задание. Нарисовать кисточкой и водой на дощечке сетку (прямые горизонтальные и вертикальные линии).

– Что у нас получилось? (Сетка.)

– Где мы можем с ней встретиться? (В зоопарке, на окне, на огороде…)

Упражнение «Строим горы».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст