Система работы по использованию театрализации в учебно — коррекционной деятельности в н

Система работы по использованию театрализации в учебно – коррекционной деятельности в начальной школе.

«Ребенок с ограниченными возможностями при хорошем педагогическом воздействии может достигнуть многого, но он достигнет того, что может нормальный ребёнок, иными способами на ином пути, иными средствами».

Л.С.Выготский.

«Театральное искусство – одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника с различными формами недостаточности развития. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников — олигофренов».

Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп. А использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии. Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся. Их индивидуальных склонностей и способностей.

В тоже время занятия — не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе.

Дети с нарушением в развитии интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Вопрос оказания помощи детям со сниженным интеллектом через театральную деятельность ориентирована: всестороннее развитие и воспитание каждого ребёнка; реабилитацию; коррекционное здоровье; решение проблем социальной адаптации детей; приобщение их к общечеловеческим ценностям.

В современной психологии и дефектологии отражён большой опыт по использованию психотеатрапивтических методик в коррекционно – образовательном процессе. Но тем не менее в решении задач по реабилитации и адаптации детей, созданию живительной, лечебно – педагогической атмосферы, помогающей развитию и воспитанию ребенка с особенностями развития, я опираюсь, прежде всего на личный педагогический опыт: Я использую театрализацию в учебно – коррекционной и воспитательно – коррекционной деятельности в начальной школе, направленной на коррекцию и развитие высших психических функций, а так же типовых навыков социального поведения у учащихся со сниженным интеллектом.

Театрализация на уроках чтения и русского языка.

Речь ребёнка со сниженным интеллектом является ключевым моментом в его развитии.

Речь – это способ познания действительности: она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе. И в жизни вообще.

Развитие речи – основное направление на уроках чтения, грамматики и правописания. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением, над внятностью и выразительностью устной речи. Над обогащением словаря. Над словосочетанием, предложением и связной речью – это основное содержание уроков по русскому языку. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания уроков чтения.

Для учащихся со сниженным интеллектом трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью. Отсутствием логики, ясности, выразительности. Это обнаруживается при чтении стихов о природе, басен и других произведений.

Театрализация, наиболее близкая по своей природе к сюжетно – ролевой игре, стала в моей деятельности одним из основных средств воспитания, развития и коррекции личности учащихся начальных классов, поскольку позволяет максимально осуществлять индивидуально – дифференцированный подход.

Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства может органически сочетаться с комплексом учебно – воспитательных и коррекционно – развивающих задач, решаемых на уроках русского языка и чтения.

«Совместное чтение, драматизация сказок и различных жизненных ситуаций, сочинение считалок и рассказов по картинкам, артикуляционная и дыхательная гимнастика, тренинги и скороговорки – это не только прекрасное средство развития речи в игре, но и возможность интересного общения с ребёнком, координации его природных данных.»

Пересмотрев тематическое планирование уроки развития речи с элементами театрализованной деятельности. Уроки развития речи планируются в каждом изучаемом разделе.

Планирование уроков развития речи в 1 классе.

1. Для чего нужна речь. Плохо одному.

2. Поиграем вместе. Как узнать что – то новое.

3.Слово веселит, огорчает, утешает…

4.Устная речь. Умеем ли мы говорить.

5. Какой окраски твой голос. Говорим медленно – быстро.

6. Сядем на пригорке да расскажем скороговорки.

7.Говорим тихо – громко.

8. Помощники устного слова.

9.Учимся вежливости. Волшебное слово.

Планирование уроков развития речи во 2 классе.

1.Секреты Волшебницы — речи. Сеёмся, грустим, задумываемся…

2.Кому и как можно подражать. Что на что похоже.

3.Всё равно тебе водить. Два секрета считалки.

4. О чем рассказывает считалка. Сочиняем считалку.

5. Эти таинственные слова. Нарисуем непонятные слова.

6.Отгадай слово.

7.Учимся вежливости. « придумано кем – то просто и мудро».

8. просто слово «извините»

9. Очень важные слова.

Планирование уроков развития речи в 3 классе

1.Устная речь. Говорить выразительно.

2. Темп речи.

3. Основной тон высказывания.

4. Жесты и мимика.

5.Текст. Что такое текст.

6. О чем можно узнать из заглавия.

7.О чем рассказывает план. Составляем план.

8. «Сядем на пригорке да расскажем скороговорки».

9. Будем сказки сочинять.

Планирование уроков развития речи в 4 классе.

1. Устная речь. Говорить выразительно. Как изменять темп речи.

2. Жесты и мимика.

3.» Сядем на пригорке да расскажем скороговорки».

4. Текст. Ключ к тексту.

5.Что такое план. Составляем план.

7. Помощники устного слова.

8.Увидел, услышал – рассказал.

9. Будем сказки сочинять.

Практически на каждом уроке чтения и русского языка я провожу дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаю детям с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения ( память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т. д), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодится в жизни людям других профессий. Отмечу, что упражнения выполняются как за партой, так и в свободном от мебели пространстве. На уроке ученикам предлагаю упражнения по определенной системе: сначала одно – два упражнения на расслабление мышц, затем на постановку дыхания, развитие мелкой моторики, артикуляции, и только потом мы переходим к скороговоркам и чистоговоркам. Почти в каждый урок включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективный действий.

Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т.е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом уроке к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки – не больше одной за урок. Эти упражнения дают ощутимый результат, так как я использую их в работе систематически и целеноправленно.

Система развивающих упражнений, используемых на уроках чтения и русского языка с элементами театрализации.

Вид упражнения

Пример

1. Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняются стоя).

- поднимаем одно плечо, потом «бросаем» его, потом другое, потом вместе;

- поднимаем руки, потом постепенно, поочередно, расслабляя мышцы, «отпускаем» кисть, локоть, плечо и т.д.

-упражнение «маятник», «дерево на ветру», «снеговик» на расслабление мыщц рук и др.

2.Упражнения на постановку дыхания( выполняется стоя).Дыхательная гимнастика.

- Игра – упражнение «дочки – матери»

-детям предлагается сесть удобно, расслабившись. Задача – убаюкать куклу – малыша тихим мычаньем: «мммм; мммм», «мммм» Не петь, не «включать» голос. «Пильщики», «Стирка белья», «Звонок», «Надуваемый шарик».

3. Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).

-Любые упражнения на развитие пальцев, кистей рук и т.д.;

-пальчиковая гимнастика (инсценировка рифмованных историй);

-теневой театр кукл.

4.Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

- упражнение для языка ( вращение; «Маятник;, «Лопаточка», «Качели»);

- упражнения для губ («Пятачок — улыбка», «Лягушки улыбаются», Хоботок»;

-чередование звуков, слогов (би – бэ, ба, бо, бу, бы и др.), «Радиотеатр: озвучиваем сказку ( дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т.п.).

5.Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

-прочитать про себя скороговорку;

-активная артикуляция без участия голоса;

-произнесение скороговорок по очереди с нарастающей или убывающей силой звука, с разным темпом;

-вопрос – ответ: «От топота копыт пыль по полю летит?» — «От топота копыт пыль по полю летит!» -произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость и т.п.).

6. Упражнения на развитие произвольного внимания.

-игры упражнения: «Летает – не летает», «Ива – тополь», «Воробьи – вороны», «Жук» и т.д.;

-слушать звуки за окном, за дверью и рассказывать об услышанном и др.

7. Упражнения на развитие памяти.

Все упражнения на развитие памяти развивают и произвольное (зрительное и слуховое) внимание:

-«Цепочка» (первый ученик называет слово, второй повторяет его и добавляет свое);

-«Что изменилось?»

8. Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ.

-«Всего один звук»;

-«Запомни слова»

- интеллектуальные игры со словами ( из большого слова составлять маленькие).

9. Упражнения на ПФД (память физических действий)

- действия с воображаемыми предметами.

-«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;

-«иголка и нитка», «Пластилин», «Угадай профессию» и др. бессловесные упражнения на имитацию различных действий.

10. Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

- этюды сценки (парные, групповые, индивидуальные, словесные и бессловесные, предметные и беспредметные);

- «Сочиняем сказку»: по очереди учащиеся говорят предложения, развивая сюжет истории, начатой другими учениками.

11. Упражнения на согласованность коллективных действий.

Предлагаю задания( как правило, на время) коллективно получить тот или оной результат:

- в зависимости от количества хлопков учителя, встать по одному, парами, тройками, четверками и т.д.

- встать в группы по определённому признаку ( родившиеся в один сезон, по количеству слогов в фамилии и т.д.);

-«Большая буква».

Уроки чтения по теме «Обобщение по разделу» включаю теоретические беседы: обсуждение, которые посвящены вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями режиссера, гримёра, художника постановщика и т.д.

При изучении данных вопросов дети пытаются создать свои собственные небольшие пьесы по сказкам, рисуют эскизы декораций и костюмов, некоторые пробуют себя в роли режиссера, через сюжетно – ролевые игры отрабатываются правила культурного поведения в театре. На таких уроках дети учатся рассуждать, сравнивать, делать выводы, отвечая на вопросы учителя:

-Чем отличается театр от кинотеатра, спектакль от фильма?

-Чем отличается кукольный театра от драматического? Что в них общего?

-Чем отличается пьеса от рассказа, стихотворения?

-Зачем в тетра нужен режиссёр?

_ Что можно узнать о содержании и характере спектакля по декорациям и костюмам?

Методы и примеры театрализованной деятельности развивают интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности ребенка со сниженным интеллектом, средствами театрального искусства.

Помимо традиционных театральных приёмов на таких уроках закладываются коммуникативные навыки, навыки взаимного общения учащихся, умение свободно держаться («Как на сцене»), вхождение в роль, элементы импровизации. Кроме того, проводятся упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, формируются умения использовать различные средства выразительной устной речи.

Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Школьники с особенностями в развитии интеллекта плохо усваивают программный материал. Причины понятны: неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность. Движения их неловки, отличаются плохой координацией. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются к окружающей среде. Для того чтобы заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь им преодолеть трудности в обучении, в систему коррекционной работы по развитию речи включаю элементы театрализованной игры. Мы «Приглашаем» на занятия по развитию речи кукольных героев сказок, гостей теневого, пальчикового, картинного театра, театра игрушек.

Условность нашего театра близка школьникам младшего возраста, они привыкли к ней в своих играх. Дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения , предупреждают об опасности и отказывают им помощь, дает героям советы. «Вводя школьников с проблемами в развитии интеллекта через театрализованную игру в мир родного слова, в мир грамотной речи, мы решаем одновременно три задачи: погружаем детей в комфортную для них стихию игры, сглаживая строгие рамки традиционных занятий; развиваем внимание, мышление, память, воображение; придаем учебному процессу привлекательный вид, превращая учебу в интересный и веселый труд.»

Театр игрушек.(1 класс)

В театре игрушек все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящем на столе – сцене действием. Вот игрушечный зайчик становится актером изадает детям вопросы:

-Какие вы знаете иголки( Швейные, медицинские, еловые, сосновые).

-Для чего они нужны?

-А у животных есть иголки? Назовите эти животных.

-Для чего им нужны иголки? (Чтобы защищаться от врагов).

-У каких деревьев есть иголки? Что вы знаете об этих деревьях?

-А что общего у всех иголок? (Они острые, колючие).

-А теперь отгадайте загадку: под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками. (Ёж).

-Расскажите про какую – нибудь иголку так, чтобы стало понятно, о какой именно иголке идёт речь.

Так с помощью игрушек дети усвоили слова — -признаки, слова – действия; расширились их представления о многозначных словах, закрепились коммуникативные навыки.

Теневой театр.(2 класс)

В работе по развитию речи я использую и элементы теневого театра. В театре теней сказки инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, фигурок, изображающих животных, людей, растений. Изучая, например, тему «одежда» мы используем теневые силуэты двух пальцев, ведущий спор о своей красоте. Дети фантазируют и, описывая фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуя их с именами существительными.

Пальчиковый театр.

Я заметила, что самым любимым детьми видом театра, применяемым на индивидуальных занятиях, является пальчиковый театр. Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает тренировку пальцев. При автоматизации, например, звука [ж] дети изображают жука, надевая на пальчик его маску. Жук, естественно, должен жужжать правильно, и желание ребенка хорошо сыграть эту роль придает ему уверенность, заставляет осуществлять самоконтроль. Наши дети с удовольствием изображают различные фигурки при помощи пальцев. Они стараются быстро и точно воспроизвести фигурку, запомнить её, описать.

Театр картинок.

Наиболее простым для показа на уроках является театр картинок. Так например, на занятиях по теме «Овощи и фрукты» использование «говорящих» картинок с изображением различных плодов (корнеплодов), способствует формированию у детей умений дифференцировать понятия овощи и фрукты, относя два, три, четыре наименования к конкретному предмету – представителю указанной родовой группы: овощи – к луку, фрукты – к яблоку. В этой группе дети показывают также умение употреблять существительные единственного числа в родительном падеже ( не стало яблока, груши, помидора, огурца и т.д.).

Проводя такую работу, я переодически отслеживаю динамику развития словаря детей, принимая во внимание умения образовывать и использовать в речи слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, обобщающие слова, синонимы, омонимы, а также понимание речи.

Полученные результаты доказали эффективность использования элементов театрализованной игры на уроках развития речи на основе ознакомления с окружающим миром, чтения, русского языка.

Математика в сказках.

«Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Сухомлинский В.А

Математика является одним из самых трудных предметов для учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Сложность обучения таких учеников обусловлена тем, что аномальное развитие психики этих детей в целом проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в отклонениях в плане эмоций и воли, наиболее резко обнаруживается в начале обучения.

У всех умственно-отсталых детей наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления. Для этих детей весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные дефекты моторной сферы.

Наблюдения показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у школьников с проблемами в развитии, создают определённые трудности в понимании задач, математических заданий.

Для успешного обучения учащихся специальной (коррекционной) школы математике я учила состав учащихся, узнала причины умственной отсталости каждого ученика