Система работы классного руководителя

Представление системы воспитательной работы

классного руководителя

учителя математики

Павловой Людмилы Михайловны

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Я – Павлова Людмила Михайловна. Мой педагогический стаж 10 лет, стаж классного руководителя 9-ый год.

Любой ребенок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребенка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Время диктует свои условия развития образования в нашей стране. Прогресс не стоит на месте. Современному молодому человеку необходимо успевать повышать свой интеллект, чтобы шагать в ногу со временем, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать самодостаточной личностью, легко адаптирующейся к многообразному жизненному процессу.

Дети – это цветы нашей жизни, все они разные: маленькие и большие, веселые и грустные, шумные, целеустремленные, добрые и не очень – каждый имеет свой характер, темперамент. Поэтому систему своей воспитательной работы я назвала «Радуга отношений» — она такая же всегда разная: бывает яркая, а иногда и совсем ее не видно.

Моя работа с классом длится уже 7-й год. Каждый год я учитываю возрастные изменения и социальную ситуацию развития, в которой находятся мои ученики. В этом учебном году мои воспитанники перешли в 11 класс, сегодня они находятся на пороге взрослой жизни. Поэтому, планируя свою работу на 11 класс, я выбрала те методы и формы, которые наиболее полно соответствовали интересам ребят и уровню развития классного коллектива.

Эти положения определили цель и задачи моей воспитательной деятельности:

Цель:

развитие ключевых социальных компетенций

Задачи:

Развивать умение ориентироваться в мире взрослых.

Учить занимать активную жизненную позицию.

Способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализации.

Помогать в выборе профессии путем изучения общей направленности интересов учащихся.

Учить преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Каждый коллектив имеет, как и любой человек, свой характер, и для учеников важно, в каком коллективе он учится. Важно и потому, что от этого зависит и то, каким он станет сам. Есть черты, которые характеризуют его деловые стороны:

ответственность;

организованность;

сплоченность;

коллективизм;

А есть качества, свидетельствующие о взаимоотношениях людей в коллективе:

простота;

открытость;

информированность.

Всего семь разных качеств.

Ежегодно я провожу экспресс-опрос, где каждый ученик ставит оценку этим семи качествам. Затем по каждому качеству подсчитывается средний балл и разрисовывается радуга в соответствии с этими баллами, где сразу видно над какими качествами нужно поработать.

Когда мои дети пришли ко мне в 5 класс у нас был закрашен только один цвет – информированность – они всегда все друг о друге знали, возникла проблема в общении, не только со старшими, но и друг с другом, начался младший подростковый возраст. Психолог нашей школы посоветовала провести с ними занятия для учащихся 5-6 классов «Уроки общения для младших подростков». Это очень помогло мне в дальнейшей работе с классом. Уровни социального пространства, которые я помогаю осваивать своим воспитанникам, можно систематизировать следующим образом:

1.«Мир моего Я»

2.«Я и другие»

3.«Я и школа»

Перейдя в 11 класс я могу отметить, что мы научились не только слушать, но и слышать друг друга. В этом году наша «Радуга» намного отличается от той, что была в 5 классе.

Результатом моих воспитательных мероприятий является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, что невозможно измерить, а реальное изменение отношений в коллективе, детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к школе, к родителям.

Ответственность за работу класса у детей выросла на 37%

Дисциплина в классе и школе выросла на 11%

Отношение к труду выросло на 50%

Учитель — это не просто учитель-предметник, а человек, который хочет быть рядом с детьми, принимает их такими, какие они есть, учит их верить в себя, свои силы и защищает их своей любовью, своей верой в них. Ведь они – продолжение нашей жизни.

В системе своей работы большое внимание уделяю воспитанию активной жизненной позиции учащихся. Развиваю в них инициативу и самостоятельность. Богданов Кирилл – участник 4 спортивных смен этим летом уже работал вожатым, передавая свой опыт младшим. Миженин Вадим в прошлом году стал чемпионом школы по настольному теннису. Особая наша гордость – Ткалич Наталья, которая с младших классов состоит в активе школы, постоянно принимает участие в районных и областных олимпиадах и конференциях, занимая призовые места, защищала честь школы на «Безопасном колесе», регулярно посещает смены актива, а в сентябре 2011 года была в лагере «Океан» где представляла Амурскую область на смене «Дороги Без Опасности» и заняла там первое место.

Творческому самовыражению воспитанников способствует их активное участие в делах школы. Мы с ребятами готовили Новогодний бал для старшеклассников и открывали спортивную школьную олимпиаду, проводили большой праздник «Масленицу», в этом учебном году мы готовили линейку, посвященную Дню знаний. Большой праздник подарили нам одиннадцатиклассники ко Дню учителя. Также мы с учениками ежегодно выбираемся на шашлыки, что еще больше сплачивает наш коллектив.

Воспитатель должен быть профессионалом. Он должен уметь ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не напротив её. Именно он должен помочь ребёнку понять себя и поверить в свои силы, создавать ситуации успеха.

Я не могу быть равнодушным человеком, так как общаюсь не с предметами, а с настоящим чудом природы – детьми. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством души. Чужое сердце ребенка не приемлет лжи, любая искренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя. Главную задачу вижу в том, чтобы достучаться до самых сокровенных уголков детской души, помочь каждому поверить в себя.

В своей работе я руководствуюсь «правилом 7У»: «Уверенность. Успешность. Удивительность. Убедительность. Уважительность. Уравновешенность. Улыбчивость». Надеюсь, что радуга чувств, осветив душу, согреет сердце ребёнка, направит его на путь познания себя.

Вы обратили внимание, что у меня часто встречается число 7: семь цветов радуги, правило 7У, семь качеств, наверное, это потому что мы работаем с классом 7 лет — с 5 по 11.

По одному своему желанию я не могу сделать ребёнка ни хуже, ни лучше. Я лишь могу в некоторой степени создать условия, чтобы ребёнок сам захотел стать таковым, каким бы я его хотела видеть. Я только помощник, советник, воспитатель детских сердец, защитник своих воспитанников в коллизиях детской жизни. Не «архитектор, не инженер, не начальник».Чтобы мои воспитанники были хорошими, я делаю всё, чтобы они хотели быть таковыми.. И если у моих учеников «Радуга» в жизни будет полной и насыщенной я буду счастлива!