Система Сьюзен Деллингер

Система Сьюзен Деллингер /«Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей»./ очень популярная в США, переработана для России ленинградцами Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой.

Тираж – всего 20 тысяч, поэтому учителю найти её на прилавке непросто. А между тем разработки Деллингер могут быть полезны учителю, имеющему постоянные рабочие контакты с большим количеством людей.

Деллингер делит людей на 5 типов, условно соответствующих пяти фигурам: квадрату, прямоугольнику, треугольнику, кругу, зигзагу. Каждый тип по-своему одевается, ведет себя с другими людьми на работе, дома, по-своему ссорится, радуется и т.д. И к каждому, соответственно, можно найти свои ключики.

Итак, первый тип – квадрат.

Психологические свойства: организованность, пунктуальность, соблюдение правил и инструкций, аккуратность, упорство и настойчивость, терпеливость и трудолюбие, сухость, холодность, узкий круг друзей, экономичность и практичность, ориентация на факты и цифры, пристрастие к письменной речи.

Квадраты обычно – школьные отличники.

Прилежны, добросовестны, исполнительны.

Внешний вид: опрятный, строгий, неяркий, сдержанный.

Рабочее место: каждая вещь на своем месте.

Речь: обстоятельная, медленная, обычно монотонная и сухая, много речевых штампов. Жестикуляция, мимика, походка: скованная, медленная, «солидная» походка, жестикуляция «небогатая», но точная.

Треугольник.

Психологические свойства: стремление к власти, честолюбие/ отсюда тяга к лидерству, установка на победу, уверенность в себе, решительность, импульсивность, склонность к риску, смелость, высокая работоспособность, склонность к буйным развлечениям, нетерпеливость, широкий круг общения ,но узкий круг друзей. Он нередко может выступить защитником, выразителем интересов сверстников, инициатором каких-либо дел, неблаговидных с точки зрения учителя, поэтому вероятны конфликты с учителем.

Внешний вид: модный, дорогие вещи, если позволяет кошелек.

Рабочее место: символы прочного высокого положения и успеха, порядок.

Речь: здесь сочетаются логичность, ясность, четкость, краткость, уверенность и властность с эмоциональностью, быстротой, жаргоном, остротами.

Язык тела: ненапряженная поза, плавные, уверенные движения; широкие, выразительные жесты, уверенная походка.

Круг.

Психологические свойства: высокая потребность в общении; доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, доверчивость, нерешительность, болтливость, способность уговаривать, убеждать.

По наблюдениям, в школе круги - это по большей части девочки.

Учителя чаще всего или «чистые круги», или круги в соединении с другой фигурой.

Внешний вид: нелюбовь к официальности, неизысканный, небрежный.

Рабочее место: уютная домашняя обстановка.

Речь: успокаивающая, расслабляющая, обычно медленная, комплименты, часто восторженные оценки, может отличаться непоследовательностью, отклонением от главной темы.

Язык тела: расслабленная поза, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки.

Зигзаг.

Психологические свойства: бунтарь, восторженность, энтузиазм, непоследовательность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство поведения, настроения, отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе. Жажда изменений, жажда знаний, одержимость своими идеями ,мечтательность и устремленность в будущее, безалаберность в финансовых вопросах, небольшой круг друзей.

Зигзаг – один из труднейших типов для учителя. Они – главные нарушители дисциплины и порядка. Они вне порядка. Часто обижаются на учителей, сверстников. Зигзаг способен как дезорганизовать весь класс, так и зажечь его, «завести» на какое – либо полезное дело. В межличностных отношениях зигзаг со сверстниками постоянно ссорятся, мирятся. Учителя избирают, как правило, одну форму отношений с зигзагом - борьбу по приведению его к порядку, к общему знаменателю. Борьба эта в том ключе, в каком ведут ее учителя, нередко оканчивается еще большими конфликтами. Надо уметь «высчитывать» зигзага и знать некоторые правила и приемы обращения с ним. Об этом немного позже.

Внешний вид: растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный.

Рабочее место: беспорядок, запущенность.

Речь: непоследовательная, яркая, часто образная, зажигательная, быстрая; восторженные оценки, жаргон, остроты.

Язык тела: быстро меняющиеся позы, быстрые движения, стремительная походка, живая мимика.

Прямоугольник.

Психологические свойства: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые и резкие колебания настроения, возбужденность, смелость до безрассудства.

Внешний вид: меняющийся, не в тон ситуации. У мальчиков часто неопрятный, у девочек - небрежный, сумасбродный.

Рабочее место: беспорядок

Речь: неуверенная, неясная, сбивчивая, скороговорка, колебания громкости и высоты тона, междометия, слова-паразиты.

Язык тела: неуклюжие, резкие, нервные движения, неуверенные, незаконченные жесты, бегающий взгляд, хихиканье, могут быстро краснеть.

Итак, какие же проблемы наиболее часты в отношениях с фигурами, как их решать.

Проблемы общения с квадратом.

Барьерами в отношениях с квадратом могут быть его излишняя приверженность писанным и не писаным инструкциям и правилам, его консервативность («это всегда делали так»), стремление влезать в подробности и детали, нежелание делать что-либо на бегу. Иногда квадрат замыкается, обижается и, отгораживаясь от других, надолго замолкает. Это реакция обычно на несправедливость, на неурядицы, «дурные» обстоятельства.

На каждое из этих препятствий предлагается свой противовес.

Во-первых, квадрата надо убеждать, что инструкций и правил на каждый конкретный случай не напасешься, что жизнь сложней и многообразней любого свода законов и усвоенных им наставлений родителей.

Лучше всего действует на человека такого склада цифры и факты – эмоций он вообще не любит, они его только раздражают; квадрата надо уметь выслушать до конца, не перебивать. Иногда об одном и том же стоит говорить не один раз, но говорить надо так, чтобы он чувствовал вашу осведомленность, подготовку, иначе он вам не поверит. Время от времени квадрата надо прилюдно подхваливать. Он почти всегда основательно делает, но иногда оглядывается вокруг и переживает, что не все так же добросовестно выполняют обязанности; его надо поддержать, показать, что его оценили.

Если квадрат обиделся и замкнулся, не обижайтесь на него. Попробуйте восстановить контакт доброжелательностью, демонстрацией хорошего отношения, а если вы чувствуете, что ему надо кому-то пожаловаться, побудьте для него этой самой «жилеткой».

Проблемы общения с треугольником.

Отношения с учеником – треугольником, определяются главной его чертой – стремлением доминировать. Поэтому возможные проблемы лучше всего решать так:

Если треугольник отодвигает другого в сторону от дела, т он уверен в успехе, хочет присвоить будущую победу, в такой ситуации лучше всего объявить о том, что он не один, не единственный участник дела, и подчеркнуть свою готовность или кого – либо из учеников взять ответственность на себя.

Если Сам уходит в сторону от дела, не видя для себя выгоды, в такой ситуации надо просто обеспечить личную выгоду: оценку, приз, еще лучше – прилюдные лавры победителя.

Если вы видите, что пытается вами управлять, если он ведет себя так, будто бросает вам вызов, «проверяет вас », — не отвечайте ему тем же . Спокойно делайте своё дело.

Если вы попытаетесь склонить изменить что – то в жизни класса, в атмосфере, в отношениях, а он вас искренне убеждает или просто сообщает вам, что этого не стоит делать или сейчас не стоит, доверьтесь ему: — хорошие политики, они чувствуют и понимают климат в коллективе.

Будьте осторожны, если просит у вас помощи. Это может быть что угодить: и попытка дискредитировать вас, и стремление переложить на вас порученную часть работы.

Проблемы общения с кругом.

В отношениях с кругом обычно не возникает серьезных трудностей. Круг мягок, приятен, доброжелателен. Но мягкость и «приятность» круга может вылиться в мягкотелость, нетребовательность, и тогда круг или примкнет к кому-то, попадая под влияние и теряя самостоятельность, или может стать предметом общих насмешек и издевательств. Здесь стоит подумать, во-первых, о том, чтобы не добавлять переживаний кругу резкостью и грубым давлением (на таких всегда легче «разряжаться», что учителя нередко и делают), во – вторых, если есть возможность, лучше такого ученика «пристегнуть к авторитетному в классе человеку, как бы поставить его под защиту более сильного.

бывает чрезмерно болтлив как на уроке, так и вне его. На уроке нужно решительно и твердо потребовать, чтобы он работал, - круг не любит конфликтов и должен среагировать на решительные меры. К недостаткам относятся и возможная леность, плохая концентрация внимания и низкая мотивация достижения учебных целей , поэтому ученикам — надо сразу дать понять , что вы будете требовать «работать», что вы не намерены потакать его лени и несобранности. В различного рода неучебных делах круг иногда, наоборот, склонен взваливать на себя всю работу. Бывает это и от желания угодить всем, и от неумения сказать «нет» товарищам, и от некоторой безалаберности, а потом еще может и жаловаться на свою, нелегкую судьбу. В таких случаях надо проследить за кругом, спрогнозировать для него неудачный результат, вспомнить подобную ситуацию из его жизни или из жизни другого круга. Если круг ошибся , сделал какую–то глупость , то нужно обязательно дать ему возможность исправить свою ошибку или извиниться, а затем вести себя так, словно ничего не случилось, показывая кругу, что его не стали меньше любить и ценить . В противоположном случае, круг долгое время будет истязать себя самоедством.

Проблемы общения с зигзагом.

Зигзаги – ученики создают проблемы своей неорганизованностью, разбросанностью, неумением смотреть на вещи практически, несдержанностью, непоследовательностью поведения, нарушением привычных отношений, частой сменой настроения .

Так, например, ученик- зигзаг при ответе перепрыгивает с одного на другое или после первой фразы без перехода дает последнюю, от вступления к выводам идет без необходимых промежуточных рассуждений, фактов и т.д. При этом зигзаг может злиться, что его не понимают, останавливают и поправляют. Здесь учитель должен быть твердым, но как всегда, доброжелательным. Зигзаги терпеть не могут рутинную работу, без которой, увы, не обойдешься, — долго писать , делать однотипные тренировочные упражнения и т.д. Здесь нужно использовать два пути: во–первых, пытаться внести разнообразие в подобного рода деятельность и для всех, и для зигзага отдельно – индивидуальными заданиями; во-вторых, стремиться создать такие условия, в которых зигзагу было бы невозможно избежать такой необходимой работы: постоянные проверки, предварительные установки-беседы, ссылки на авторитеты и т.п.

Проблемы общения с прямоугольником.

Советы по поводу построения отношений с прямоугольником давать труднее всего. Помимо того, что прямоугольник вообще как бы вбирает в себя «недостатки» других фигур – непоследователен, непостоянен, эмоционально неустойчив, как зигзаг; легковерен, внушаем, наивен, как круг; смелость треугольника доводит до безрассудства.

Он постоянно меняет «костюмы» — фигуры, меняет роли, и эта его постоянная неустойчивость и говорит, что перед вами истинный прямоугольник.

Если же вы пришли к выводу, что перед вами прямоугольник, попытайтесь понять, какой «костюм» на нем сегодня. Учителя часто, замечая «многорольность», изменчивость такого ученика, раздражаются от его «дерганности» и изменчивости, пытаются сами и с его помощью найти истинное лицо, доводя его едва ли не до истерики. Но его изменчивость и есть лицо его, поэтому надо просто понять, какое оно сегодня, и подыграть ему, подстроиться к его сегодняшней игре.

Если прямоугольник критикует, отвергает что-то, на ваш взгляд, стоящее и интересное или уже налаженное дело, покажите ему, к чему приведет критика (что изменения невозможны, что потери велики и т.д.)

Поскольку прямоугольник не любит, не хочет принимать решения, он часто ищет того, кто бы это сделал за него, а потом еще, в случае неудачи, обвинит в ней именно принявшего решение.Стоит практиковать два варианта: первый – ставьте прямоугольник в ситуацию, когда он сам должен решать; второй – если все же с его подачи решение принимает другой, предупредите его и напоминайте постоянно, что окончательная ответственность ложится на него. Прямоугольнику часто хочется пожаловаться, поплакаться кому-либо на свою жизнь. Не отталкивайте такого ученика. Только надо учесть два момента – прямоугольник может стать надоедливым, если вы дали ему какие-то советы, наставления, может потом обвинить вас в том, что из-за ваших советов что-то не получилось, стало еще хуже. Лучше его слушать, сочувствовать, но избегать, если этого не требует ситуация, конкретных указаний и советов.

И последнее. Поскольку прямоугольник склонен перекладывать ответственность на других, лучше не ставить других ребят в зависимость от него, а если мы все же, экспериментируя в воспитательных целях, организуем такую ситуацию для прямоугольника, следует постоянно напоминать ему, что он несет ответственность перед другими.

Использованная литература:

В.М. Лизинский, С.В. Кульневич «Учимся управлять собой и детьми» (педагогический практикум).