СемьяСемейные ценности

ГКОУ кадетская школа – интернат «Кадетский корпус»

имени Дмитрия Михайловича Пожарского.

Классный час в 9 классе

Семья.

Семейные ценности.

2012 — 2013 учебный год.

Тема: «Семья и семейные ценности».

Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

Задачи:

Конкретизировать с воспитанниками понятия «семья», и «семейные ценности», показать их значение каждого из нас.

Способствовать формированию мотивации и стремления к взаимопониманию с родными и близкими людьми.

Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к своим родителям, родным и близким людям, учить беречь традиции и обычаи своего дома, семьи.

Помочь ребятам оценить вклад родителей в их становление, материальное и моральное благополучие.

Форма проведения: классный час.

Оборудование: мультимедиа проектор, плакаты с пословицами и

поговорками о семье, семейные портреты ребят –

воспитанников класса, самовар, скатерти, рушники, чайный

сервиз, домашнее угощение.

Ход мероприятия:

Ведущие в русских народных костюмах и с караваем на рушнике встречают у входа гостей.

1 вед. Мир вам гости дорогие,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую , желанную

Мы готовили для вас.

2 вед. Хлебосольством да радушием

Знаменит наш русский край.

Для гостей и песни русские

И медовый каравай.

1вед. Наша сегодняшняя встреча посвящена семье, семейным ценностям.

Чтобы лучше разобраться в этой теме, обратимся к определению понятия «брак».

2вед. «Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый ими для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов».

1 ученик

А семья – это дом,

Это двое и третий,

И быть может , четвертый

И пятый потом.

Это теплые строки

В желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом

А семья – это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Это –творчество,

Где ни последних, ни первых,

Где и радость , и горе –

Всегда пополам.

А семья – это все.

Без нее холодеет

Одинокая мысль,

Одинокая жизнь.

Ничего не бывает

На свете роднее,

Ничего, как не думай

И как не храбрись.

1 вед. А теперь давайте вернемся к истокам.

2 ученик.

Семейный очаг в древности был символом святости семьи: его огонь зажигали от огня святилища. Хранение его было священным служением женщины. Погасший огонь был знаком великой беды.

3 ученик.

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы – семья!

2вед.

В религиях, мифах, эпосе и сказках разных народов приводится много примеров священных союзов, но нам ближе такой источник ,как житие святых.

4 и 5 ученики.

И есть среди святых те, кто именно благочестивой семейной жизнью стяжал свою святость. Среди них благоверный князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы, о которых мы сейчас расскажем.

Житие святых Петра и Февронии – Муромских чудотворцев

1228 год. Древняя Русь. За которой не разглядеть нам уже наших соотечественников. Но есть жития святых, из их мы узнаем о Петре и Февронии,князе и княгине. Вернее, это уже позже- княгиня, а сначала красивой и разумной крестьянской девушке, ставшей судьбой благоверного князя. Не сразу захотел он признать в Февронии свою супругу, мучался да боялся молвы – не пара мол…

Господь через скорбь и болезнь указал Петру на Февронию. Крестьянская девушка исцелила князя от тяжелого недуга. И стали они жить-поживать, да добра наживать. Это хмурые дни тянуться долго и уныло, солнечные – бегут в радости и благодарении.

Добро наживали супруги не в сундуки и закрома, а в душах своих возводили хрустальные замки . Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги и кротостью, и смирением переносят хулу и наветы. Княгиня Феврония утешает и поддерживает мужа, князь Петр заботится о жене. Они не совершали подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов, не давали бесцельных клятв. Они просто любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они оставили ее в один день, приняв перед смертью иноческий постриг.

Князь Петр с именем Давида, а княгиня Феврония – с именем Ефросинии.

Незадолго до смерти святые супруги сделали для себя общий гроб, завещая похоронить их вместе. Но их положили в отдельные гробы и оставили в церкви. Наутро тела супругов оказались в одном гробу. Поудивлялись люди произошедшему чуду, да и опять положили тела Петра и Февронии отдельно. И вновь наутро оказались святые в одном гробу. Так и пхоронили их вместе.

Удивительная история. Из глубины веков она пришла к нам подтверждая старую как жизнь истину: супружеская верность – понятие святое, и подвиги семейной жизни значимы у Господа и щедро одарены. Никаких особых секретов семейной жизни, никаких условий, ничего – кроме верности и любви.(звучит 1 куплет гимна семье)

1 вед.

Многие художники, поэты и писатели в своих произведениях пытались изобразить проблему духовно-нравственных основ семьи.

Мы видим на экране репродукции картин художников:

Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына»

К.С. Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»

Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

(рассказ – описание картины, с определением нравственного смысла вложенного художниками, авторами картин)

6 ученик.

Как важно сочувствовать, сопереживать своим близким. Какое значение для благоприятного климата в семье имеет такое нравственное качество как взаимопонимание.

Послушайте пожалуйста притчу.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царила любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить ,никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…»

«ПОНИМАНИЕ»

7 ученик.

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» — утверждал В. Сухомлинский.

Читает басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза

не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он

ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будите, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

8 ученик.

В.В.Путин говорил в своих выступлениях: «Государство сильно не только мощью своей армии, твердостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него малых государств – человеческих семей».

2 вед.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.

9 ученик.

Да, так уж странно у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же — не стоит детей корить

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить

И побывать в «стариках» и «предках».

10 ученик.

38 статья Конституции РФ гласит:

Материнство и детство , семья находится под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

11 ученик.

Из всего вышесказанного мы видим, что и церковь , и государство, и школа, и творчество многих людей, стремятся к одной цели: чтобы наши граждане были духовно-нравственными личностями, а их семьи – крепкими.

12 ученик.

Что значит для меня моя семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Во-первых, это важное – любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто ,чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была с тобою, а не где-то

Четвертое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды…

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг.

Где я любим и счастлив полностью.

Мы стоим на пороге взрослой жизни и наша жизнь, наше счастье в наших руках. Ведь не случайно наш народ сочинил столько пословиц. Вот, послушайте некоторые из них.

1вед. и 2вед.

*Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.

*Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

*Кто добро творит, того Бог благословит.

*Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

*Каждый человек кузнец своего счастья.

*Счастье тому бывает, кто в труде и в ученье ума набирает.

*Там счастье на диво, где трудятся не лениво.

2 вед.

Нам бы очень хотелось, чтобы те семейные ценности и духовно-нравственные качества о которых мы говорили сегодня не остались «мертвым капиталом», а чтобы вы почувствовали их своим сердцем и следовали им в собственной жизни.

В заключении звучит песня Ю. Антонова « Крыша дома твоего»в исполнении всех участников классного часа.