Семинар Устойчивое развитие общества и образовательная среда

Семинар.

Тема: «Устойчивое развитие общества и экологическое образование».

Вопросы для обсуждения:

1.Главные направления современного образования.

2.Роль экологического образования в системе образования.

3.Необходимость формирования новой модели образования в интересах устойчивого развития общества.

3.Современные технологии, способствующие экологическому воспитанию и образованию

Участники семинара: Харьянова В.И., Фахординова В.А., Хлопоцкая С.Г., Курочкин С.Е., Горбань Л.В., Чарушникова А.Д.

1.Харьянова В.И.

Современное образование следует рассматривать в качестве культурологической, мировоззренческой основы национальной и глобальной безопасности, обеспечивающей долгосрочные интересы общества. Роль экологического образования — особенная, поскольку позволяет осознанно присоединяться к общим ценностям рода человеческого, принять социальные нормы жизни в биосфере, объединяющей все поколения людей. Возникает необходимость формирования новой модели образовательной системы, которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав образование к новой модели будущей цивилизации-модели устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие-2 процесса, направленных в будущее и признанные обеспечить качественную жизнь будущих поколений. В материалах ООН дети названы «одной из точек отсчета в международных стратегиях развития, так как это те, чье индивидуальное и социальное развитие будет определять будущее мира».

2.Фахординова В.А.

Обратим внимание на необходимость смены парадигмы образования6 на смену традиционного (поддерживающего) образование в интересах устойчивого развития.

Сравним:

Цель традиционного образования -1.подготовка для техногенно-индустриальной цивилизации.2.главное-прибыль и выгода.3.общество потребления.

Цель инновационного образования — образование в интересах устойчивого развития: 1.подготовка для постиндустриальной цивилизации.2.главное-выживание биосферы и человечества.3.общество коэволюции (совместного развития) человека и природы.

Функции инновационного образования:

1.развивающая.

2.изменяющиеся знания.

Особенности:

1.ориентация на будущее.

2.подготовка человека к выходу из кризисов и катастроф.

3.потребления и производства, которые отвечают потребностям человечества в связи с осознанием жесткости условий выживания.

4.адекватное реагирование на современные изменения или их предвидения за счет информационных технологий и механизмов.

5.защита природной среды носит характер борьбы с порождающими причинами.

3.Хлопоцкая С.Г.

В последнее столетие произошло становление техногенно -индустриальной цивилизации, которая может именоваться моделью неустойчивого развития. Завершающий этап модели неустойчивого развития (для нас — современный) оказался сползанием к антропоэкологическому кризису, а в случае продолжения этого типа цивилизации — даже к глобальной катастрофе.

Образование на этом этапы не может ограничиваться своей трансляционной функцией (передачи прошлого в настоящее). Перемены в науке и обществе идут быстрее усвоения знаний. Знания оказываются устаревшими и малопригодными для борьбы с кризисными явлениями и защитой от все умножающихся угроз и опасностей. Удвоение новых знаний в

Традиционное образование не в состоянии удовлетворить потребности ныне живущих поколений и фактически не ориентируют на цели выживания и будущее развитие. В инновационном образовании — образовании в интересах устойчивого развития на первый план выступают функции адекватного реагирования на современные изменения и даже их кратковременное предвидение, защиты от угроз и опасностей.

Аспект смещается из области усвоения суммы знаний в области развивающего мышления, сферу творчества -овладение методами принятия решений и антикризисного мировоззрения.

4.Курочкин С.Е.

В образовании в интересах устойчивого развития ставятся цели: 1.»учиться изучать»(постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее. 2.»Учиться делать» (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение). 3.»Учиться быть» (уверенным в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса). 4.» Учиться жить и работать вместе»(ответственность, уважение к другим, сотрудничество).

Образование устойчивого развития имеет мировоззренческий характер, требует изменения мира с технико-потребительной на эколого-гуманистическую. Этим объясняется выбор метода обучения-способа включения самого ученика в процесс освоения самого себя в изменяющемся мире.

Как показывают исследования объективного сознания людей, глобальные экологические проблемы не обозначены вообще, мышление сконцентрировано на событиях «сегодня и со мной». Экологические проблемы, наоборот, касаются всех т относятся к «завтра», потому их откладывают на потом и перекладывают друг на друга: богатые страны -бедным, сильные члены общества -слабым, одно поколение -другим.

Задача образования в области ОУР состоит в расширении сознания до уровня понимания глобальных экологических проблем через изменение картины мира уч-ся: только после этого устойчивое развитие из лозунга станет проблемой, решаемой лично -будь то поиск научного обоснования или практическая деятельность.

5.Чарушникова А.Д.

В Стратегии ОУР сказано: «Образование в интересах устойчивого развития призвано обеспечивать у людей и общества способности работать на благо устойчивого будущего. Его цель состоит в том, чтобы люди становились более информированными или нравственными, ответственными и требовательными в отношении экологических проблем современности. Одна из задач Стратегии — формирование моделей поведения и умонастроений, которые улучшили бы понимание взаимосвязей между человеком и природой, прививали бы детям интерес к устойчивому развитию и к пониманию этого процесса. В настоящее время происходит переход от обучения «фактам» к овладению смыслом событий, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа. Помочь сделать знания доступными и лично полезными могут активные методы обучения: дискуссии, ролевые игры, деловые игры. Во время игры ученики делает ошибки и сам их исправляет, находит удачные решения, обогащает свой личный опыт, который не забывается, потому что «это было со мной». В результате проведения игровых занятий учит принятию коллективных решений в различных ситуациях. Основная задача применения активных методов обучения -развитие у уч-ся целостной картины мира, способности правильно ориентироваться в окружающем мире. Данная технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать уч-ся, побудить их к деятельность, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, флексии окружающего мира. На основе технологии критического мышления можно обучить уч-ся находить информацию различных источниках, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения. Базовая модель урока, основанного на этой технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия:

1.Стадия вызова. Происходит выявление первоначального представления уч-ся по теме обсуждения. Вспоминают, что уже знают, приводят знания в систему. Идет настрой на тему урока — мотивационный момент.

2.Стадия осмысления. Начинается вместе с вводом новой информации, знакомятся с новыми знаниями, понятиями, идеями (лекция, видеофильм, презентация..). Идет соотнесение новой информации с имеющейся у уч-ся, самостоятельно активно участвуют в работе. Задача учителя -поддерживать активность, которая была достигнута на стадии вызова.

3.Стадия рефлексии. Цель- закрепление полученных знаний, постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить стадией вызова к следующему уроку.

6.Горбань Л.В.

Устойчивое развитие -это такое развитие общества, при котором условия жизни человека улучшаются, а его воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная основа функционирования человечества не разрушается. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей населения идет без ущерба для будущих поколений. Экологическое мировоззрение является фундаментом дл формирования экологической культуры -жизненно необходимой составной части современной общемировой культуры. осуществить эту цель можно через внедрение в систем образования и воспитания населения, начиная с дошкольных учреждений и школ, заканчивая вузами и послевузовским образованием при непрерывном экологическом просвещении всего населения. В концепции ОУР формирование новой личности с экологическим мировоззрением позволит жить в гармонии с природой и исключает острые социальные конфликты.

Вывод: Современные усилия государственных органов, ученых, учителей и общественности могут привести к практической реализации идеи устойчивого развития и его фундаментальной основы -система непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения.

Литература:

1.»География в школе» №6 \2009 с.11. «Устойчивое развитие и экологическое образование».

2.»География в школе», №3\2002. с.42 «Изменение ценностных ориентаций учащихся»

3. «Биология в школе», № 1\2009, с.43 «Школьное образование в обществе устойчивого развития».