Семинар Психологические особенности школьников подросткового периода

Шелаевская МОУ СОШ

МО политехнического цикла

Семинар.

Тема: «Психологические особенности школьников

подросткового периода».

Составил:

Харьянова В.И

февраль, 2010 г.

Тема: «Психологические особенности школьников подросткового периода».

Цель:

1. Раскрыть физиологические и психические особенности

школьников подросткового периода.

2.Раскрыть факторы школьной неуспеваемости, недисциплинированности, межличностных отношений, влияния условий среды.

План работы:

1.Вступление.

2.Обсуждение:

а.Общая характеристика подросткового периода – Харьянова В.И.

б.Трудности подросткового периода — Хлопоцкая С.Г.

в.Основные причины школьной неуспеваемости — Исаченко А.Л.

г.Нарушения поведения и школьная недисциплинированность -Курочкин СЕ.

д.Причины возникновения школьной фобии _ Хлопоцкая С. Г.

ж.Нарушение межличностных отношений — Чарушникова А.Д з.Подросток и семья- Харьянова В.И.

и.Подросток и учитель — Фахординова В,Д.

к.Поиск объекта подражания — Хлопоцкая С. Г.

3. Вывод.

1.Вступление:

Подростковый период считается «кризисным». Основная причина — бурный рост и физиологическая перестройка организма — «скачок роста». Темпы роста различных частей тела неравномерный, из-за этого многие ребята начинают чувствовать себя неловкими и неуклюжими. Ярко выражена неустойчивость н\с, которая не всегда способна выдерживать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояния сильного возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или апатии. Характерны первые признаки полового созревания, появляются и половые влечения. Это вызывает появление у них тревожности, возбудимости, депрессии, переживания, неустойчивость настроения. В этом возрасте наблюдается самый большой % детей со школьной дезадаптацией: они чаще общаются, чаще уходят в рассуждения о своем «Я», отвлекаются от учебы, снижается успеваемость. Учителя жалуются не желание учиться, на посторонние интересы. На это есть объективная причина — снижение работоспособности в следствии потери энергии на возрастную перестройку организма («скачок роста»). Субъективная причина во взаимоотношениях с учителями, взрослыми людьми, сверстниками: формируются собственные взгляды, интересы, суждении.

Уже с 5 класса трудности в обучении и воспитании школьников начинают нарастать год от года. Подобная тенденция была отмечена пед. общественностью еще 50 лет назад. Противоречивость положения между миром детей и миром взрослых составляет суть подросткового кризиса, выражается в обострении личностных особенностей и реакций подростков на воздействие извне, протекает в острой форме, порождает сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении и взаимоотношениях со взрослыми.

Статистика «говорит»: трудными является тот или иной класс — 7%-5 класс, 12% -6 кл., 20% — 7 кл., 29% -8кл.31%-9 класс.

Сегодня основную проблему в обучении и воспитании стали представлять подростки восьмых-девятых классов, проходящих подростковый кризис. Именно с этими подростками учителя наиболее часто не владеют ситуацией, проявляя свою профессиональную и личностную беспомощность.

Основные проблемы 5-6 классов являются обычными школьными трудностями. По мнению учителей, они «не приспособлены к длительному труду», «не умеют управлять собой», «не способны самостоятельно мыслить» и т.д. -это физиологические особенности данного периода.

К 7 классу проблемы расширяются. Подростки становятся «неуправляемыми», «заносчивыми», «наглыми», «ужасно себя ведут», причем «слово и убеждение на них не действуют». Особенности данного возраста объясняются «промежуточным положением подростка», «уже не ребенок, но еще и не взрослый», «в физиологической перестройке организма».

Самые «трудно воспитуемые» — это 8-9 классы. Учителя отмечают их как «крайне самолюбивых», «выпячивающих свое Я»ни «как оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают».

Обычно учителя делят класс на «сильных», «средних», «слабых». «Средний» ученик то особая категория школьников-подростков. Не имея ярких учебных достижений, но обладая достаточным уровнем интеллекта, он представляет собой нераскрытый потенциал класса, с которым необходимо работать, обращая внимание на личностные особенности.

Если самооценка школьника завышена, то приводит к отчуждению у ребят. Таким подросткам не нравится в школе, но их внешкольная жизнь чрезвычайно насыщена( они отличаются повышенной чувствительностью к одобрению или неодобрению взрослого).

Асобенности учебной деятельности в средних классах ( умение самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать свою работу, выбирать рациональные пути решения учебных задач …) -многие оказываются не готовы выполнять такую работу.

Бной тип взаимоотношений с учителем в средних классах (стиль отношений учителя и ученика) в сравнении с учителем младших классов. Трудность приспособления к разным учителям с различными требованиями.

В) недостаток в формировании отдельных познавательных процессов, затрудняющие усвоение учебной программы. По статистике только 50% учеников к 13-летнему возрасту достигают уровня, гарантирующего высоко успешную деятельность. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать. В целом еще преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а умение действовать в уме у 58% подростков еще вообще не сформировано,

Г) Эмоциональные расстройства. Входе бурного роста и физической перестройки организма у подростков часто возникает необоснованное чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, патологические реакции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует неустойчивость настроения, постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций.

Горбань Л.В: перечисленные факторы нужно рассматривать как факторы риска, которые при определенных условиях могут стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте.

Исследования, проведенные среди средних классов, показывают, что только от 2-4% детей не испытывают проблем в учебе, многим высокие результаты даются крайне нелегко. Постоянное умственное напряжение связанное с подготовкой уроков, на фоне тревог и волнений за результат приводит к «перегоранию».Физически и умственно устает и становится раздражительным или равнодушным, теряющим интерес к жизни.

Неверие в собственные силы, основанное на авторитетном мнении педагога или родителей, оказывает отрицательное влияние на учебу .Часто корни неуспеваемости находятся в начальных классах.

Под влиянием постоянных школьных неудач формируются негативные личностные установки.

Наиболее распространенной причиной плохой учебы является низкая мотивация учебы. Многие подростки просто не хотят учиться .В этом случае и помощь, и дополнительные занятия пользы не приносят.

Частостремления и желания подростка не соответствуют волевым усилиям.

Волевые усилия у них развиты слабо.

Подростковый период считается трудным в воспитательном отношении. Статистика: в 5-10 классах трудновоспитуемыми являются 7-9% В 8-9 кл.-18-20%.( на них приходятся наибольшие трудности).

Причины нарушения поведения? Чаще всего не ситуативные мотивы, а устойчивые психологические отклонения, влияющие на развитие личности в целом. Эти отклонения порождают комплекс негативных поступков. Влияет индивидуально-личностное развитие и следующие факторы:

-подростковыереакции(эмансипации,группирования.лидерские,

азартные, сексуальные…).

-детские реакции (отказ, имитации, оппозиции…)

-индивидуальные особенности учителей, стиль руководства учебным коллективом (авторитарный, демократичный, либеральный, попустительский)

-положение в классном коллективе («звезда», «предпочитаемый», «принимаемый», «отверженный», «изолированный»).

-особенности семейных взаимоотношений (негармоничная семья, распавшаяся, неполная, вновь образованная…).

-социальные условия жизни.

Каждый из этих факторов может превратиться в действующую причину школьной недисциплинированности, снижения в учебной деятельности.

Неудовлетворение для подростка какой-либо жизненно важной потребности проявляется в поведении: повышенная обидчивость, упрямство, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, негативизм…

Каждый школьник стремиться сохранить свою самооценку! Неудача приводит к внутреннему конфликту (переживании, непризнании своего неуспеха, своей несостоятельности. Согласиться с этим он не может, т.к. это понизит свою самооценку!). Этого он не может и не хочет допустить. Аффективное поведение неадекватной реакцией подростка на неуспех. (Аффективное поведение — отклонение от нормы).

При завышенной самооценке неудовлетворение его потребностей в деятельности или общении расценивается подростком как несправедливый(либо его неправильно поняли, либо неправильно оценили, либо несправедливо обошли…), в то время как в действительности несправедливости в отношении его не было, а причина неуспеха лежит в нем самом. Неадекватные реакции вызывают ответные действия окружающих (учителя, одноклассники), что еще больше усиливает отрицательные аффективные переживания подростка, приводит к возникновению новых неадекватных поступков.

Курочкин С.Е.: аффект неадекватности устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее у подростков в связи с неуспехом в деятельности(либо игнорирование неуспеха, либо не признает себя виновным).

В младших классах аффект неадекватности создает причина ухудшения неуспеваемости(расшатывается самооценка)!. Аффект неадекватности, возникший в связи с расшатыванием самооценки, у подростков возникает не причине неуспеваемости, а по причине оценки себя как личности. Уже не сами неудачи его в учебе вызывают негативные реакции, а оценка личности ученика(замечания, результаты, отметки он воспринимает как оценки своей личности), кажущиеся ему заниженными и несправедливыми. Отмечена эмоционально-волевая незрелость: не умеют тормозить свои желания, не способны к длительному волевому усилию, преодолению трудности, быстро теряют интерес к занятиям. Учебные обязанности их тяготят, задания, требующие усилий, не выполняются.

Особенности аффективно возбудимых подростков выражаются в склонности к взрывчатости и агрессии, которые могут привести е асоциальным поступкам.

Повышенная возбудимость н\с, развитие эндокринной системы (половые железы) являются причиной аффективных реакции( агрессивные реакции, направленные на соперников.,.).

Основные причины школьной недисциплинированности — недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы (психическая неустойчивость, аффективная возбудимость, низкая стрессоустойчивость, отсутствие адекватных способов реагирования, низкие нравственные ценности, искажение жизненного смысла.

Причины возникновения школьной фобии.(стрессовые) –Фахординова В.А.

В «зоне повышенного риска» оказываются школьники, подверженные неврозам: повышенно впечатлительные, эмоционально-чувствительные, ранимые, не сразу раскрывающие себя, непосредственные, доверчивые, обладающие преувеличенной амбициозностью, высоким уровнем самовнушаемости, с низким самоконтролем, имеющие слабый тип н\с, тревожно-мнительные, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, чрезмерно уверенные в себе. Дети, обладающие такими психическими особенностями, отличаются низкой устойчивостью к стрессам и повышенной эмоциональной зависимостью. Учитель часто оказывается патогенным фактором, способствует повышению эмоционального напряжения ученика, создает для него стрессовую ситуацию. Заявление учителя в присутствии других учеников о неспособности, подчеркивание его недостатков, презрительное отношение способствует появлению неврозов, неадекватному реагированию на ситуацию. Опасны унижения, крики и угрозы, высмеивания, нетактичные замечания. В возникших ситуациях, которые подросток не в силах изменить самостоятельно, ему остается только самоустраниться, чтобы сохранить свой внутренний личный баланс (равновесие), освободиться от школьных тягот, забот, избавиться от них досрочно, т.е. бросить школу.

Прежде, чем ученик уйдет из школы, проблемы его копятся несколько лет. К окончательному уходу обычно приводит целая цепочке причин и событий, взаимосвязанных между собой: низкие оценки, плохое поведение, социальная изоляция, напряженное отношение в семье, отсутствие взаимопонимания с учителями, давление со стороны администрации школы…

Нарушение межличностных отношений. (Хлопоцкая С.Г.)

Отношение с товарищами находится в самом центре внимания подростка, определяют все стороны его поведения и деятельности, в т.ч. и учебы. Для него важно не просто общение , а удовлетворяющее его положение, его самоуважение. Одним нужно положение лидера, другим уважение ребят — это становится доминирующим мотивом поведения, учебы (лидеров-девочек больше, чем мальчиков).

Трудности общения связаны с отсутствием коммуникативных умений..Чаще всего используют неадекватные способы убеждения: давление, протест….Присуща застенчивость, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, цинизм, равнодушие, эгоизм…Агрессия как реакция на низкую коммуникативную способность этого возраста, защита своей самооценки. Стремление к признанию своей ценности в глазах уч-ся. 8-9 классы -возрастает

критичность по отношению к собственным недостаткам, стремление к самосовершенствованию, в т.ч. ив вопросах личностного общения.

Развивающая программа должна включать в себя вопросы формирования навыков самораскрытия и саморазвитии, прорабатываться вопросы межличностных отношений (представления о собственной ценности и ценности другого человека, развития доверия людям, усвоение способов разрешения собственных проблем, укрепление чувства собственного достоинства, уважения к окружающим…).

Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом основных закономерностей психического развития подростков: опираться на потребность уч-ся общаться со взрослыми и сверстниками.

Формируется чувство взрослости через стремление к независимости и самостоятельности. Проявляется протест против желания взрослые поучать, желание выделиться, отделить себя от других. Часто это выражается в в стремлении к необычной внешности: оригинальность прически, пирсинге, необычной одежде, яркой косметике. Зачастую это только усиливает неприятие подростка родителями и учителями.

Стремятся вырваться из-под опеки родителей. Из позиции подчинения они стараются перейти на позицию равенства. Взрослые должны уметь признавать эти права подростков.

Избавить от лишнего контроля, назойливого руководства. Непонимание взрослыми ведет к частым конфликтам, критичности, отдалению от семьи и школы. Значение взрослых снижается, а сверстников увеличивается.

Характерные черты этого возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитый контроль за собственным поведением, неумение соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток и семья. (Харьянова В. И.)

А.С Макаренко:-« Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.».

Отмечено, если хозяйственно-бытовые, нравственно-личные отношения в семье носят положительный характер, то подростковый период детей протекает безболезненно.

Семья — важнейшая среда формирования личности и главный институт ее воспитания. «Все — и хорошее, и плохое — человек получает из семьи».

Высказывания:

1.»Охотнее всего я уехал бы из дома».

2.»Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю».

3.»В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои пролемы с друзьями, которые меня понимают»..

Роль родителей в жизни подростка: 1,родители как источник эмоциональной поддержки 2.родители как «верховная власть» 3.родители как пример для подражания. 4.родитель как источник жизненного опыта.

Подборка типичных жалоб «отчаявшихся» родителей:

1,Поздно ложится спать.

2.Говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.3.Берет без спроса мою одежду.4.Одевается, как бродяга (проститутка).

5.Злоупотребляет косметикой.

Гуляет допоздна или даже всю ночь.

Постоянно угрюм или замкнут.

8.Закатывает истерики или угрожает, когда ему перечат.

9.Убегает из дома.

10. Все время хочет быть один.

11.Дерется с братьями и сестрами.

Отклонения, связанные с усилением роста: 1.нет содружества в работе отдельных органов и систем (скелет и мышцы, с\с). 2. дефицит различных в-в, необходимых орг-му (нарушение осанки…) — недостаток минеральных в-в. Для нормального развития костей нужно раздражение нервных оконечностей, расположенных в области суставов (хрящи, головки суставов) — эти раздражения происходят лишь при достаточной активности (вот и бегают,…).

Успеваемость: здесь тоже отмечены противоречия. В этом возрасте совершенствуется память, внимание, мышление, самостоятельность, активность, расширяется круг интересов, но процессы торможения в н\с не позволяют школьнику хорошо учиться, а если он это и делает, то с большим усилием!.(многие стали учиться хуже).

К 9-у классу происходит стабилизация взаимосвязей между н\с и эндокринной системой (кол-во гормонов в крови уравновешивается из-за более лучшего развития половой системы, наступает и психическое равновесие). Увеличение половых гормонов повлияло на синтез белка, поэтому произошло увеличение массы тела, успокоение н\с и самочувствия. Половые гормоны оказывают влияние на нервные центры -возникает ярко выраженное половое влечение: подростки стали задумываться о своей внешности, поведении… Исчезла раздражительность, настроение оптимистическое, уверенность растет.

Развивается самооценка — повышенная или даже завышенная, может быть и заниженной.

Половые гормоны влияют на синтез белка, работоспособность. К концу подросткового периода приобретается спокойствие, уравновешенность, конкретизация внимания, умственные и физические усилия.

Если вначале подросткового периода нужно щадить н\с (режим, нагрузка…), то в конце нужна правильная организация деятельности, дисциплина и дисциплина нарушается, если избыточная энергия не находит применение. Если вначале подросткового периода происходит нарушения в работе с\с — понижается давление крови, возникает общее малокровие и особенно «малокровие мозга», вялость , утомление, то к концу периода развитие сердца и сосудов выравнивается и проходит «мозговое малокровие». Если вначале периода было несоответствие в

Вывод:

Подросток - это еще недостаточно зрелый и социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность еще недостаточно развитая, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Используемая литература:

1.Психология и педагогика. Издат. «Центр».2009г.

2.Учителю о психологии и физиологии подростка. Д.В.Колесов.

М.Просвещение. 1986. 3.Психология в вопросах и ответах. В.А.Орехов.

М. Просвещение.2005. 4. Психология подростка. А.А.Реана. Издат. «прием-Еврознак».2007.