Секреты поэтической речи

Программа кружка

«Секреты поэтической речи»

Автор Минина Татьяна Александровна

Пояснительная записка.

В последние годы русский язык в глазах учеников предстает как трудный, неинтересный предмет. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, ожиданием результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке самого главного – его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным. Учащиеся не способны точно и четко выразить свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Бедна и невыразительна их речь.

Необходимо систематически и целенаправленно обращать внимание на языковую сторону изучаемых художественных произведений, дать определённые знания об особенностях художественной речи, отличиях прозы и поэзии, разнообразных тропах и фигурах речи, являющихся средством выразительности поэтического текста. Нужно продемонстрировать изобразительные возможности родного языка, чтобы дети научились видеть и слышать красоту его, понимать, какими изобразительными средствами она достигается, умели ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё.

Знание стилистических приемов и средств, наиболее активно используемых в русском языке, способствует наиболее точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной, публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование стилистических возможностей русского языка обогащает речь, придает ей образность, экспрессию.

Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусства – уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий прием положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ помогает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нем сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять метрику, ритм, строфу, рифмы, ассонансы, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.

Перед учеником стоит сложная задача – объяснить, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирование навыков анализа стихотворения. Как учителю построить свою работу, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное? Универсального «ключа» к любому стихотворению нет, и каждый лирический текст может требовать разных приемов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Учить анализировать стихотворение – работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт – учитель, поэт – ученик, учитель – ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора стихотворения.

Научить школьника овладеть словом, правильно излагать мысли – одна из наиболее актуальных задач образования сегодня. Проблема качества речи была поставлена еще В. И. Чернышевым. В своей работе «Живой язык в первоначальном преподавании» он писал: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке». Требует ответа вопрос о том, как добиться этого. В связи с этим актуальность программы «Секреты поэтической речи» очевидна.

Цели программы:

1. Познавательная:

научить видеть художественную ценность слова

добиться существенного повышения интереса к изучению русского языка

развивать способность к самообразованию;

формировать познавательную активность.

2. Развивающая:

развивать личность учащихся, способную и желающую участвовать в коммуникативной деятельности.

3. Мотивационная:

создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, сотворчества, включения в активную деятельность.

4. Образовательная цель:

формировать знания, умения, необходимые для анализа стихотворного и прозаического текста;

удовлетворяющие запросам общества (ответственность, аккуратность, эрудиция, общая языковая культура)

5. Социально-педагогическая цель:

формировать эстетические качества

воспитывать доброту

Задачи:

систематизировать знания учащихся о стилистических приемах и средствах

научить видеть изобразительную и выразительную стороны языка

прививать любовь к красоте родного слова

воспитание общей речевой культуры

Учебно – тематический план

Дата проведения

Первый год обучения (8 кл)

занятия

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего

1

Язык художественной литературы. Основные разновидности.

1

1

2

Понятие о системах стихосложения

1

1

3

Понятие ритма.

1

1

4

Разновидности рифмы.

1

1

5

Стихотворный размер. Двусложная стопа. Трехсложная стопа.

1

1

6

Нарушения стихотворного размера.

1

1

7

Изобразительно — выразительные средства языка.

1

1

8

Понятие тропа. Разновидности тропов.

1

1

9

Морфологические средства выразительности.

1

1

10

Использование различных частей речи для создания выразительности.

1

1

11

Роль имени существительного в достижении точности, информативности и выразительности речи.

1

1

12

Использование имён существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений в художественных текстах.

1

1

13

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём многозначных имён существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов, именных фразеологизмов.

1

1

14

Роль имени прилагательного в достижении точности и выразительности речи.

1

1

15 -16

Использование прилагательных в создании эпитетов.

2

2

17

Переход некоторых имён прилагательных в разряд существительных.

1

1

18

Анализ художественного текста с определением особенностей употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, антонимов.

1

1

19

Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи.

1

1

20

Использование глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.

1

1

21

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, а также употребление будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего.

1

1

22

Использование фразеологизмов с глаголом в переносном значении в речи.

1

1

23

Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах.

1

1

24

Употребление глагола в этикетных формулах выражения просьбы.

1

1

25

Практическая контрольная работа.

1

1

26 – 27

Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс)

1

1

2

28

Практическая контрольная работа.

1

1

29

Лексические средства  выразительности.

1

1

30

Оценочная лексика.

1

1

31 – 32

Антонимы. Контекстуальные антонимы.

1

1

2

33 – 34

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистические и синтаксические синонимы.

1

1

2

Второй год обучения

(9 кл.)

35 – 36

Гипербола и литота.

1

1

2

37 – 38

Олицетворение. Сравнение.

1

1

2

39 – 40

Метафора. Развернутая метафора.

1

1

2

41 — 42

Метонимия. Синекдоха.

1

1

2

43

Оксюморон.

1

1

44

Перифраз. Эпитет. Метафорический эпитет.

1

1

45

Практическая контрольная работа.

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст