Северная война_560

План – конспект урока

Тема: «Северная война»

Цель урока: рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и её изменения в течение войны, оценить значение военных реформ в победе России.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: карта «Россия в 17 – 18 вв.», иллюстрации, портреты сподвижников Петра 1.

Основные понятия: рекрут, регулярная армия, генеральное сражение, редут.

План урока

1. Начало войны. Поражение под Нарвой.

2. Военные реформы, реорганизация русской армии.

3. Полтавская битва.

4. Прутский поход.

5. Морские сражения Северной войны.

6. Заключение Ништадского мира.

Ход урока

1. Проверка знаний в форме устного опроса.

а) каковы цели и итоги деятельности Великого посольства? Каким образом участие Петра в Великом посольстве повлияло на преобразования в России?

б) Назовите предпосылки преобразований Петра 1.

в) Какие цели преследовали Азовские походы Петра 1? Каковы их итоги?

г) Покажите на карте маршрут посольства.

д) из приведённого списка составьте пары, первое из которых – причина, а второе – следствие ( одно явление может быть как причиной так и следствием).

Отсутствие регулярной армии, отставание России от передовых европейских стран, затруднённость торгового и культурного обмена между Россией и другими странами, отсутствие выхода к морю, слабое развитие промышленности.

2. Изучение нового материала.

В течение всего урока необходимо показать ход Северной войны, постепенный переход от поражения к победам и в конечном итоге, к решению главной задачи войны – выходу к морю. Целесообразно в течние всего урока заполнение с учениками таблицы:

Основные события Северной войны

Основные события

Результаты и значение

1700 г. – сражение под Нарвой

1701 г. – сражение под Нотебургом (Шлиссельбург)

1704 г. – взятие русской армией Дерпта и Нарвы

1706 г. – отречение польского короля Августа 2 от престола

1708 г. – битва при Лесной

1709 г. – Полтавская битва

1711 г. – Прутский поход против Турции

1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут

1720 г. – сражение у острова Гренгам

1721 г. – Ништадский мир

Поражение русской армии, потеря всей артиллерии, направление основных сил Швеции против Польши.

Первая победа русской армии.

Поднятие боевого духа русской армии; закрепление позиций России на северо-западе.

Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции ( шведский наследник на польском троне).

Разгром шведского корпуса Левенгаупта, лишение Карла дополнительных сил.

Разгром шведской сухопутной армии; снятие опасности шведского завоевания России; восстановление Северного союза; повышение международного авторитета России.

Поражение русской армии; потеря Россией Приазовья, уничтожение крепостей Таганрог и Каменный Затон; возможность сосредоточить усилия против Швеции.

Первая крупная морская победа России.

Победа русского флота.

Вхождение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингерманландии, части Карелии с Выборгом, островов Эзель и Даго. Превращение России в мировую державу.

1. Выяснить причины войны, охарактеризовать союзников России. Определить причины неудач русской армии в первый период войны (отсутствие регулярной армии, флота).

Рассказать об основании Санкт-Петербурга, подчеркнуть стратегическую, политическую и историческую важность создания города-крепости на Неве. Обратить внимание учеников на то, что Пётр стремился закрепиться на отвоёванных территориях, строя там крепости.

2. Важным является вопрос о реорганизации русской армии. Необходимо отметить, что военные реформы проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутов, так и в отношении налогоплательщиков – крестьян. Необходимо дать определение понятиям:

а) рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности;

б) регулярная армия – постоянная, профессионально обученная, армия.

Рассказать о создании промышленности, развитии артиллерии, разработке военных уставов и подготовке командных кадров. Необходимо подчеркнуть, что к концу войны военная мощь России значительно возросла.

3. Рассказ о Полтавской битве необходимо сочетать с самостоятельной работой школьников. Необходимо определить роль победы русской армии у Лесной, пояснить высказывание Петра о том, что эта победа – «матерь Полтавской баталии» Назвать дату события – 27 июня 1709 г.; определить численный состав противников (русская армия – 42 тыс., армия шведов – 30 тыс. человек).При рассмотрении данного вопроса необходимо организовать работу с картой, дать определение понятиям:

Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решающее исход войны или создававшее коренной перелом в ходе военных действий.

Редут – насыпное земляное укрепление.

В завершении объяснения данного вопроса учащиеся отвечают на следующие вопросы:

— В чём причины предательства Мазепы?

— Какие потери понесли русская и шведская армии?

— Каково значение победы русской армии в Полтавской битве?

4. Описать основные события войны с Турцией. Подчеркнуть чрезвычайность ситуации России в войне на два фронта. Выяснить причины данной войны, соотношение сил, причины неудач русской армии. Напомнить учащимся о фактах, предшествовавших заключению перемирия. В заключении перед учащимися ставится вопрос: В чём заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

5. Эту часть урока, посвящённую многочисленным морским сражениям России, необходимо связать с картой. Необходимо отметить, что сухопутная армия Швеции была разгромлена под Полтавой и в ходе последующих сражений, однако шведский флот продолжал господствовать на Балтике, не позволяя одержать России окончательную победу. Следовательно, необходимо было добиваться преимущества над Швецией и на море. Показать на карте Гангут и Гренгам и кратко охарактеризовать значение этих сражений.

6. Охарактеризовать условия Ништадского мирного договора. Определить значение и последствия подписания этого мира ( выход России к морю и превращение её в великую державу, повышение статуса России в мире).

3. Домашнее задание: & 14, вопросы к тексту. Приступить к работе по заполнению таблицы:

Две России – царская и императорская

Вопросы для сравнения

Россия царская

Россия императорская

Сходство

Различия