Связь состояния мелкой моторики и развития речи у детей

Связь состояния мелкой моторики

и развития речи детей

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными жизненными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Речь – это, прежде всего результата согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга

Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы очень тесно связаны между собой, но всё же они различаются. Важно также, что сенсорная и моторная речь осуществляется разными отделами коры головного мозга. Речевые зоны развиваются в полушарии мозга, противоположном доминирующей руке (у правшей – в левом полушарии, у левшей – в правом полушарии)

Понимание чужой речи начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание; этот процесс основан на том, что в коре головного мозга вырабатываются нервные связи, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. В слове звуки следуют один за другим в определённом порядке, и это приводит к установлению связей между ними. Иначе говоря, вырабатывается система связей. Далее эти звукосочетания (уже как целое слово) связываются со многими ощущениями, получаемыми от предмета, который обозначается этим словом. Например, в слове «мама», прежде всего, вырабатываются связи между звуками; затем слово «мама» ассоциируется в мозгу ребёнка со зрительными, осязательными и другими ощущениями от матери, и вот теперь малыш начинает понимать слово «мама».

Можно привести множество таких примеров. Но здесь важно подчеркнуть общий принцип развития понимания. Для того чтобы ребёнок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет. Только после того как зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета несколько раз совпадут со слышимым словом, устанавливаются связи между словом и предметом. Теперь достаточно сказать: «Иди к маме!» – и ребёнок радостно протянет к вам ручки.

Совершенно так же приобретают названия действия. Например, малышу говорят: «Покажи носик», — и при этом учат, как показать рукой нос.

Таким образом, понимание речи возможно только тогда, когда у ребёнка развит слух, и в мозге происходит образование новых нервных связей между слышимым звукосочетаниями и другими (зрительными, двигательными) ощущениями.

Моторная речь – также, прежде всего результата деятельности мозга, который является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, т.е. составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата. Произнесение звуков речи требует координации движений губ, языка, гортани, участия полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Вся работа по формированию двигательных речевых программ, также как и по формированию понимания речи, происходит в определённой зоне коры головного мозга.

Для правильного протекания речевого акта необходимо очень точное согласование работы речевых зон (моторной и сенсорной). Допустим, ребёнок хочет позвать мать. Из сенсорной зоны (понимание речи), где хранится звуковой образ слова «мама», программа того, что нужно сказать, передаётся в моторную зону. В ней формируется двигательная программа произнесения слова, а отсюда уже поступают импульсы в область двигательных проекций артикуляторных органов.

Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может «научится» управлять речью, т.е. в нём могут сформироваться речевые зоны; это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие.

Теперь становится очевидным, что органом речи, по сути дела, является мозг – в нём происходит понимание слышимых слов, в нём же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга то бросается в глаза, что моторная речевая область расположена рядом с проекцией различных частей тела в двигательной области коры. Около трети всей двигательной проекции на кору головного мозга занимает проекция кисти руки. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой области навела отечественных учёных на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Развитие речи ребёнка и совершенствование мелкой моторики тесно взаимосвязаны. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребёнок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета. Само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными и уверенными. На 7-м – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.

При проведении электрофизиологического исследования было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга. Если производятся движения правой рукой, то в левом полушарии мозга возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах (где расположены речевые зоны). Движения пальцев правой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии.

С 10-месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребёнка. Приёмы могут быть самыми разнообразными. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Это застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Итак, если даже речь вашего ребёнка развивается хорошо, всё же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстаёт, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев – это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.