Родительское собрание Простые истины

Простые истины

2013 г.

Родительское собрание в 5Б классе

МБОУ ООШ №6 с. Донского

кл. рук. Тихомирова Наталия Николаевна

Родительское собрание «Простые истины»

Цель: привлечь родителей к проблеме воспитания нравственности в детях.

Задачи:

обсудить с родителями способы формирования основных нравственных качеств в детях;

формировать в родителях умение воспитывать в детях нравственные качества.

Форма проведения: побуждающий диалог

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки-ситуации, буклеты, презентация, видеоролики.

Ход собрания

Здравствуйте, дорогие коллеги — родители. (слайд 2)

Добро пожаловать на очередную встречу. Сегодня мы поговорим о воспитании детей. Самыми первыми наставниками и воспитателями для них являетесь именно вы. Воспитание личности — это вечная проблема в жизни человечества и самая важная. (слайд 3) Р.Киплинг отмечал:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

И в самом деле, ребёнок- наше продолжение, наша любовь и надежда, наше счастье, гордость нашей страны, опора нашей старости. Без воспитанных людей мы деградируем и исчезаем с лица Земли как бесполезный вид.

Писатель и педагог С.А.Соловейчик пишет: «Воспитание- это обучение нравственной жизни…» (слайд 4)

А какие ценности мы хотим вложить в душу ребёнка?

- веру в добро, желание творить добро;

- справедливость, правду;

- любовь к людям;

- любовь к природе, Родине;

- чуткость, внимательность, мудрость души;

-веру в себя, в собственные силы, ответственность;

-стремление к прекрасному.

Давайте послушаем, что говорят наши дети (видеозапись рассуждений детей о том, какими людьми они хотят стать)

Как видите, святыня, которая утверждается в душах наших детей — это вера в доверие, вера в то, что человек творец добра не только для себя лично, но и для других людей.

Воспитывать у ребёнка чуткость сердца, чтобы он видел чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасается не только повседневно, но и «случайно»- это великое дело.

Давайте поработаем в группах.

Ситуация 1 (слайд 5)

В.Сухомлинский вспоминал, что как-то раз он с детьми возвращался из лесу. Видят, у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. Подошли к старику и предложили помощь. Дедушка поблагодарил, но от помощи отказался; никто ему в его горе не поможет, его старуха в больнице умирает, а он едет к ней и дожидается автобуса. Но глаза старичка хоть чуть-чуть просветлели от того, что он ощутил поддержку, пусть даже небольшую, а для ребят это был хороший урок доброты. Они разошлись по домам под впечатлением печальных слов старика какие-то задумчивые и повзрослевшие.

Какой урок доброты вы можете дать своим детям?

Дети воспитываются примером, и примеры бывают всякие (родители смотрят видеоклип «Личный пример»)

Всякое словесное поучение, всякое искусство — педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих.

Ситуация 2 (слайд 6)

Нарядная оживлённая женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев её, поднимается девочка:

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну и что ты… спасибо…не надо…

- Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!

Оживление на лице женщины гаснет.

Прокомментируйте ситуацию.

Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут- тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у них те или иные наши поступки.

Если, воспитывая у ребёнка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитанию тактичности, результат будет грустным.

Ситуация 3 (слайд 7)

Когда один из моих друзей был маленьким, с ним произошел случай. Шло время Великого поста. Как-то он пришел из школы домой очень уставший и лег отдохнуть. В это время дома была бабушка, которая думала, что он уснул. Сквозь дремоту мой друг услышал, что на кухне кто-то хрустит. Он вышел на этот звук и увидел такую картину: бабушка, присев на корточки напротив буфета, что-то жевала. Увидев маленького внука, она в ужасе закричала: «Ты никому не говори, ты никому не говори! Черт меня попутал, черт меня попутал!» Нарушать Великий пост было большим грехом. Этот друг рассказывал, что впоследствии, если с бабушкой нельзя было договориться, он начинал ее шантажировать: «Бабушка, я всем скажу…» — и она сдавалась и выполняла все его требования.

Почему сложилась такая ситуация?Честность – одно из ведущих качеств, определяющих нравственный облик человека. Но качество это не относится к числу врожденных. Честность формируется там, где есть воспитание честности.

Взрослые люди в первую очередь должны понимать, что детский обман – это сигнал тревоги. Обычно дети никогда не врут из злого умысла; обычно они делают это просто потому, что не видят другого выхода. Поэтому старайтесь не подталкивать ребёнка к вранью.

Вот несколько советов по формированию честности у ребёнка. (слайд 8)

Учите ребёнка быть честным на собственном примере: не обманывайте сами

Старайтесь поддерживать со своим ребёнком доверительные отношения, уважайте его мнение, интересы, вкусы

Не запрещайте, а старайтесь объяснять

Не заставляйте ребёнка быть идеальным, давайте ему право на ошибку

Будьте терпеливее и внимательнее по отношению к своему ребёнку

Откажитесь от наказаний, поскольку они абсолютно неэффективны, зато могут сильно усугубить ситуацию

Ситуация 4 (слайд 9)

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали полоть грядки, принести воды из родника, но он оказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать.

Почему сложилась такая ситуация?

Основы трудолюбия должны закладываться с детства. Воспитание привычки к труду — самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя.

Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во- вторых потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение. Приучать детей к выполнению домашних дел просто необходимо. Ребёнка нужно приучать делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая. Приучать детей к мысли, что любой труд, направленный на пользу,- благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, вы воспитываете привычку трудиться, а вместе с ней — привычку заботиться о близких. Настанет момент, когда ваши дети станут вам хорошими помощниками.

Ситуация 5 (слайд 10)

Известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: “Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям”

Как вы это понимаете?

Если мы научим ребёнка понимать природу, уметь восторгаться ею, мы окажем ему огромную услугу. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, шорох вьюги за окном, и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. А как можно воспитать у детей чувство любви к этому миру? Ребенок – это любопытное существо. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно, прежде всего, пробудить интерес к окружающей флоре и фауне, побудить его к наблюдению за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы.

Говоря сегодня о нравственном воспитании ребёнка в семье, определили, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства (Наполняем чашу, слайд 11).

Я не думаю, что для вас это ново. Это — простые истины, которые известны каждому родителю, которые передаются из поколения в поколение. Недаром об этом так много пословиц, поговорок и крылатых фраз. Вот некоторые из них. (слайд12)

Добрые дела красят человека.

Жизнь дана на добрые дела.

Скромность украшает человека.

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Делай хорошее для других — станешь сам лучше.

Ничто не стоит так дорого и не ценится так дёшево, как вежливость.

Правда и кривда врозь живут.

Для Родины своей сил не жалей.

Накануне собрания вы приняли участи в анкетировании (слайд 13). При анализе результатов выявилось следующее: безусловно вы все очень любите своих детей и считаете, что они для вас — самое дорогое в жизни. Понятно, вы живёте для детей, оберегаете их своей заботой и лаской. Душевного родительского тепла у вас вполне хватает не для одного ребёнка, и они отвечают вам тем же: уважением, доверием, пониманием.

Я хочу надеяться, что каждый родитель, который заботиться о правильном воспитании своего ребенка, обязательно возьмет в свою воспитательную копилку любовь, спокойную и внимательную, доброту отзывчивую, уважения интересов ребенка, расширение его кругозора через книгу, природу, ласковое и удивительное русское слово, через собственное самосовершенствование и разумное терпение.

Рефлексия. (слайд14)

Считаете ли Вы серьёзной проблемой нравственного поведения детей на сегодняшний день?

Стало ли для Вас открытием мнение ваших детей?

Полезна была для Вас наша встреча?

В память об этой встрече хочу раздать вам буклеты «Простые истины». (слайд 15)