Родительское собрание Поощрение и наказание

Родительское собрание «Меры поощрения и наказания».

«Если мы до сих пор применяем

поощрения и наказания, то это

показывает несовершенство нашего

искусства воспитания. Лучше, если

воспитатель добьётся того, чтобы

поощрения и наказания станут

ненужными». К.Д.Ушинский.

Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.

Задачи:

1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка.

2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;

3.Ознакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрений и наказаний.

Форма проведения: традиционное собрание.

Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния. Они представляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям ребёнка.

Я думаю, каждый из вас имеет своё мнение по поводу наказаний т поощрений ребёнка, и сегодня мне бы хотелось ещё раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Люди чаще всего руководствуются мотивом «потому что», хотя логичнее было бы использовать мотив «зачем» Вполне закономерно, что люди стремятся к конкретному результату, прикладывают определённые усилия, следуя намеченным путём.

Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися?

Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием?

Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада на успех, либо на неудачах, таким образом, ребёнок получает важную информацию о себе, которая ложиться в основу «образа Я» и самооценки сына или дочери.

Поощрение положительных проявлений и поступков ребёнка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах повышают неуверенность в собственных вилах и внутреннюю тревожность. Каким — же мы хотим вырастить своего ребёнка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С.Макаренко. Главный смысл наказания А.С.Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов». С таким пониманием тесно связана его идея о необходимости индивидуализации наказания и недопустимости каких бы то ни было регламентированных «шкалой»мер воздействия. Вместе с тем Антон Семёнович отстаивал необходимость выработки в коллективе определённых традиций, связанных с поощрением и наказанием. Борясь против «шкалы», по которой можно было бы поощрять и наказывать без анализа причин поступков детей и учёта их индивидуальных особенностей, А.С.Макаренко вместе с тем считал, что педагог должен располагать достаточно богатым арсеналом средств поощрения и наказания.

Наказания и поощрения должны строиться на точном и всестороннем учёте индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщательном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой – то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуации потребности в коррекции поведения детей.

В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний. О том. Что присутствует в арсенале наших родителей, подростки рассказали в ответах анкеты. Оказалось, что наиболее частым воспитательным воздействием в семье является – «ругают». Так ответили 19 человек ( 76 %) из 25опрошенных. В порядке убывания частоты применения поощрений и наказаний имеем следующие виды: «Разъясняют» — 16 чел.( 64 %);

«Поощряют»-16чел.(64%); «Ласковы» — 15чел.( 60 %)

«Принуждают» -10чел. ( 40 %);

«Жёстко требуют» — 2чел. ( 8%).

«Систематически наказывают» – 2 человека; «иногда» — 17 чел.

( 68 %); «никогда не наказывают»- 7 чел. (28 %).

В анкете ставились вопросы о зависимости единства требований родителей: «да» — 11 чел. ( 44 %);

«нет» — 1 чел. (4%);

«не совсем» — 13 чел. (52 %).

На вопрос: Принимают ли дети во внимание мнение родителей при выборе друзей?» ответили:

«Всегда» — 2 чел. ( 8%);

«Никогда» — 11 чел. ( 44%);

«Иногда» — 12 чел. ( 48%).

Частота совместного времяпровождения:

- вместе проводят досуг – 14 чел. ( 56%);

- обсуждение вопросов учёбы, работы – 13 чел. (52 %);

- занятия семейно – бытовым трудом – 9 чел. ( 36%);

- просмотр телепередач – 12 чел. ( 48%);

- каждый занят своим делом – 7чел. (28 %);

- делятся впечатлениями о прожитом дне – 4 чел.( 16%);

- решение житейских проблем –3 чел. (12 %)

Формы и виды поощрений:

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность.

Виды поощрений весьма разнообразны:

одобрение;

ободрение;

похвала;

благодарность;

предоставление почётных прав и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

Важно соблюдать определённые требования к поощрению:

Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка мотивировалось и направлялось на стремление получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребёнок не только, когда он добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.

поощрение должно начинаться с ответа на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребёнка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.

Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребёнка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремлённость и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Главное в воспитании – соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребёнком.

- За что не следует хвалить:

За то, что получено от природы;

Из жалости (дети это чувствуют);

Второй раз за одно и то же достижение;

За то, что достигнуто не своим трудом;

Из-за желания понравиться.

Наказание, как утверждают психологи, имеет тройное значение.

Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведение.. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причинённого кому – либо ущерба.

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чём мы уже говорили.

Но третье главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определённое отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимися. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый и принимает.

Из этого следует, что мы наказываем ребёнка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то своё самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред . Ребёнок с минуту страдает, может , и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Если за любую ошибку ребёнка ждёт наказание и ничего больше, ребёнок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

Важным условием развития самостимуляции в использовании наказаний является соблюдение меры.

Существует классификация видов и форм наказания.

наказания, связанные с изменением в правах ребёнка.

Наказания, связанные с изменением в их обязанностях.

Наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп можно подразделить на следующие основные формы:

а) Наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные наказания;

в) наказания в форме экспромта.

Родителям необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах наказания, используемых в воспитании детей и подростков, в том числе и школе.

Наиболее распространённой мерой наказания является – замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Это наказание целесообразно в младших и подростковых классах по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредотачивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует незамедлительно посадить его на место. Ошибку совершают те учителя, которые ставят ученика возле парты порой надолго, а иногда ставят в разных углах класса несколько учеников до конца урока. Дело в том, что ребёнку вредно долго стоять, утомляет его и наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Стоящий возле парты ученик старается развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет из класса провинившегося, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Весьма серьёзная мера наказания – выговор. Смысл выговора — в моральном осуждении поступка ученика. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиться лишь объявлением ему устного замечания или с записью в дневник.

В школе используется как наказание – поручение дополнительных трудовых обязанностей.

Отстранение от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими товарищами.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды того, что необходимо для нормального развития. Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, отложить покупку велосипеда, фотоаппарата – это в семье. В школе педагог может отодвинуть какие – либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребёнка. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

Обратимся к семейным поощрениям и наказаниям:

Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой способ поощрения, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребёнка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе.. Есть ещё один аспект материального поощрения- у школьника не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребёнок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребёнка лучшей похвалой и придают ему сил.

Отличным поощрением для ребёнка является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьёзных поступков. Очень важно разделять мелкие и серьёзные нарушения. Выбирая способ наказания, родители должны помнить, что физические наказания унижают ребёнка и способствуют развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не нарушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать правила:

Наказание должно соответствовать проступку ребёнка и помогать его исправить.( Если ребёнок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки).

Ребёнок может быть наказан только за свой проступок. (Если один из братьев получил плохую оценку, не не могут быть наказаны оба брата).

Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. ( Родители говорят ребёнку, что за беспорядок в комнате он не пойдёт в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь).

Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. (Нет смысла постоянно повторять ребёнку: «Если ты сделаешь это ещё раз – я тебя накажу» — гораздо эффективнее наказать ребёнка один раз.)

Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребёнок старается и у него не получается.

Очень важно помогать ребенку разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьёзным был проступок. Помогая ребёнку выяснить мотивы поведения, вы способствуете формированию у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребёнку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете неуспешность на успех.

Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.

Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет ребёнку понять и принять ваши требования, причины вашего воздействий и последствия своих поступков.

Организация обсуждения эффективности поощрений:

Мы убедились в необходимости поощрений в воспитании детей и подростков. В чём же заключается эффективность поощрительных воздействий? (Для ответа на этот вопрос познакомимся с данными таблицы).

Эффективное и неэффективное поощрение (по П.Массену, Джонджеру)

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

Осуществляется постоянно

Осуществляется от случая к случаю.

Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

Поясняется в общих чертах.

Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащихся.

Учитель проявляет минимальное, формальное внимание к успехам учащихся.

Учитель поощряет достижение определённых результатов.

Учитель отмечает участие в работе вообще.

Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов.

Даёт учащемуся сведения о его достижениях, не подчёркивая их значимость.

Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.

Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.

Учитель даёт сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.

Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других.

Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям.

Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимися.

Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может достигаться и впредь.

Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств.

Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого процесса обучения.

Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду.

Подведение итогов:

Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от педагогов и родителей немалых усилий.

Проект решения собрания:

Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.

Памятка родителям.

«Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен. После-

довательно, шаг за шагом, оно стремиться усыпить всё, что является волей и

свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен,

хорош, удобен, а и мысли о том нет, что будет внутренне безволен и жизненно

немощен».

(Януш Корчак)

Сравнивайте своего ребёнка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребёнку ощущение роста своих возможностей.

Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребёнок успешен. Хвалите сына или дочку по- чаще.

Вы и ребёнок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.

Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ним наедине.

Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.

Помогайте ребёнку правильно организовать своё рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.

Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В сою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Наказывать и ругать ребёнка нельзя:

- когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни;

- когда ребёнок ест;

- после сна или перед сном;

- во время игры;

- во время учёбы или работы;

- сразу после физической или душевной травмы(падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);

- когда ребёнок проявляет неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается;

- когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребёнка;

- когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.

«Как поощрять ребёнка в семье?»

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмёт руку.

Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.

Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением»- это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их применять.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: в День рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы – поощрения ит.д.

Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявление к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.

Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами,которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распоряжается, и обсудить это с ним.

Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте расходование без анализа самим ребёнком с вами.

Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Что нам мешает слышать ребёнка?

Приказы, команды, отрицательные чувства. (ребёнок плачет. Расшиб коленку, а мы: «Прекрати плакать!»-обида у ребёнка гарантирована.

Предупреждения, предостережения, угрозы. (если ты ещё раз так сделаешь…)

Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен…Учиться –это твой долг…-они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины).

Советы и готовые решения. (Я бы на твоём месте… Не послушалась, вот и…- Советы не работают, потому, что они всегда сверху, они раздражают).

Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать. Что мальчики в твоём возрасте… — вызывают борьбу и месть).

Критика, выговоры, обвинения. (Всё из-за тебя… Вечно ты…-Результат: избегайте неудач, низкая самооценка).

Оценочная похвала. (Не хвалить: молодец!.. Надо: Я ячитаю тебя… Мне нравиться…)

Обзывания и высмеивания (даже шутливые).

Догадки и интерпретация (Небось опять…Я тебя вижу насквозь…)

Выспрашивание и расследование (Где был? Что делал?-Это контроль)

Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного.

Отшучивание, уход от разговора ( анекдот ит.п. – в этом есть пренебрежение).