Родительское собрание Как помочь ребенку выбрать профессию

Цели:

Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей десятиклассников.

Формировать у родителей понимание значения совместного выбора будущей профессии подростками.

Добрый вечер, уважаемые товарищи родители. Наши с вами дети уже 10-классники и скоро им предстоит выбирать свою профессию. Наша встреча с вами это продолжение моей беседы с детьми, которая носила название «Чем пахнут ремесла?».

Психологи утверждают, что уже в 2 года ребенок знает, кем он хочет быть. К сожалению, он не может нам этого сказать, а потом забывает и сам, т.е. он знает это на подсознательном уровне. Поэтому, наша с вами задача помочь ему определиться с выбором той единственной, которая будет приносить не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение, возможность реализовать свой потенциал.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно… Это означает одно, что к выбору будущей профессии надо идти не методом проб и ошибок, а сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.

Готовясь к беседе, ребята сами провели опрос среди учащихся старших классов. О результатах опроса, я расскажу вам в ходе беседы

Профессия моей мечтыслайд

Востребованные и невостребованные профессии -слайд

Чего я хочу получить от своей профессии – слайд

Итак, мы выяснили, что наши дети уже понимают, что скоро им предстоит выбирать будущую профессию. Говоря о выборе профессии вашим ребенком, вы можете и ребенок тоже, рассуждать приблизительно так: он (она) интересуется живописью, надо выбирать профессию в этом направлении. Вот именно здесь вас подстерегает ошибка! Вы заблуждаетесь, путая понятия «интерес» и «склонность». Слайд. Если вы проявляете особое отношение к чему-либо, желаете вникнуть в суть, познать, понять, то вы проявляете интерес. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать». Вы любите смотреть спектакли или слушать музыку – это вам интересно. Другое дело, если вы занимаетесь в драматическом кружке или овладеваете техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Занятия любимым делом, на которые тратится свободное время, определяются выражением «хочу делать» и называются склонности. Помогите ребенку разобраться и понять: занятия рисованием, спортом, музыкой, химией, историей и т. д — это интерес или склонности, но в любом случае не жмите, не навязывайте свое мнение!

Любое серьезное решение должно продуманно строиться на объективной информации. Какая же информация будет для родителей полезна?

Ваш ребенок уже с 12-13 лет осознанно выбирал кружки и секции, которые хотел посещать, следовательно вы имеете информацию об интересах вашего ребенка.

Но интерес это не склонность и мы это выяснили и понимаем. Поэтому исследуем склонности детей. Я предложила им анкеты для выявления их склонностей. Вот, что у нас получилось — слайд

Итак, вторая полезная информация это склонности ребенка. Склонности ребенка помогут определить наиболее подходящий для него тип профессии — слайд

Теперь, когда сильные и слабые стороны личности вашего ребенка выяснены, самое время составить список всех возможных профессий и их перспектив. Распишите специальности по таким категориям:

зарплата

возможность карьерного роста

занятость (определите количество рабочих дней в неделю и сам график работы – журналисты и администраторы работают по-разному)

отпуск (отпуск может быть от 30 до 60 календарных дней в году)

интерес к профессии (например, по пятибалльной шкале).

Лучший способ – выделить для каждого призвания листок бумаги, разделив его на две части. На одной стороне напишите все плюсы возможной должности в будущем, а на другой – все минусы. Главный секрет этого метода – оценку необходимо вести с точки зрения самого подростка, а вы должны лишь помогать и направлять его. И ни в коем случае не судите о профессии только по своему личному опыту – там, где не повезло вам, другие могут прилично зарабатывать, и они будут вполне довольны сложившимися обстоятельствами. Любая профессия может стать смыслом жизни, но только если подросток сам склоняется к ней и видит в ней для себя лучшую возможность. Быть может, когда он, наконец, получит все необходимые знания, даже самые престижные профессии будущего (какими мы их видим сегодня) могут потерять свою актуальность. Ваш ребенок определился с профессией, теперь необходимо определить учебное заведение, в котором он получит необходимые знания. Будет ли это ВУЗ или среднетехническое учебное заведение, а потом ВУЗ, дневное или заочное обучение. Хорошо, если выбранную профессию можно получить в нескольких учебных заведениях: оцените шансы ребенка – сможет ли он учиться в самом престижном ВУЗе или ту же специальность можно получить в учебном заведении попроще, платным будет обучение или бесплатным. Учитывайте и свои финансовые возможности, чтобы в будущем не сказать ребенку: «Я во всем себе отказывала! А ты …»

Посещайте с ребенком дни открытых дверей, после этого еще раз анализируйте рейтинг выбранных учебных заведений.

Уважайте мнение своего ребенка и ни в коем случае не заставляйте его выбирать ту деятельность, которая нравится только вам или которая, по вашему мнению, окажется наиболее доходной. Запомните: наибольших высот достигает тот, кому нравится его работа и кто готов изучать все аспекты своей работы даже в свободное время. Удачи Вам и Вашим детям!