Родительское собрание Детская агрессия

МОУ «Елунинская оош»

Родительское собрание

“Агрессия и жестокость в детском мире”

Составитель: Кремнёва Е.Ю

Тема “Агрессия и жестокость в детском мире”

Цель: информирование родителей о причинах, последствиях агрессивного, жестокого поведения школьников, о его влиянии на взаимодействие с окружающими людьми; а также обсуждение возможных путей преодоления отклоняющегося поведения.

Сценарий

- Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут не только среди нас, взрослых, но и среди наших детей. И возраст проявления агрессивного поведения явно помолодел…

Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) и физически (ударили).

Давайте попробуем разобраться, чем может быть спровоцировано такое поведение школьников? (ответы родителей)

1. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

2. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация. И в развитии драчливости детей огромную роль играет пример родителей.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Помните, если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Вы должны помнить, что физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

3. Развитию драчливости способствуют телевидение и компьютерные игры. Естественно, изолировать детей от телевизора практически невозможно, но ограничить количество просматриваемых программ, а особенно фильмов, насыщенных сценами драк, физического насилия, просто необходимо. Содержание компьютерных игр также нужно контролировать.

- Иногда мы, родители, ведём себя очень неадекватно — готовы растерзать ребёнка за разбитую вазу, испорченную вещь, а то, что он пнул, например, беспризорного котёнка, мы спускаем ему с рук. При этом мы сами же его в некоторой степени оправдываем «он не понимает, он нечаянно, я сделаю замечание и он больше так не будет». А ту же вазу он тоже нечаянно разбил! Но криков было много… Оно и понятно, в общем-то: ваза стоила денег, а котёнок по улице бесплатно ходил.

Ребёнок копирует своих родителей с самого детства на очень глубоком уровне, до моторики — манеры, походка, некоторые привычки… Что говорить о системе ценностей и поступках?

Психологи утверждают, что, зарождению жестокости у ребенка способствуют непосредственное насилие над ним в семье. Но в некоторых случаях достаточными аргументами для внедрения в детскую голову фразы «кто сильнее, тот и прав» являются неуважительное отношение к старшим, бабушкам и дедушкам.

Внезапное и драматическое изменение поведения ученика является важным признаком наличия жестокого обращения и выражается в различных признаках.

Поведенческие признаки:

нежелание ходить в школу, стремление пропустить определённый день недели или урок;

страх идти в школу или из школы;

изменение привычной дороги в школу;

стремление избежать окружающих и друзей;

снижение успеваемости;

забывание учебников и школьных принадлежностей;

постоянная потеря денег;

отказ рассказать, что происходит.

Физические признаки:

наличие выдуманных болезней, частые жалобы на плохое самочувствие в классе;

наличие необъяснимых ран и синяков;

потерянные личные вещи;

порванная одежда, испорченные школьные принадлежности.

Эмоциональные признаки:

уход в себя, снижение, ограничение активности;

пугливость, раздражительность, агрессивность;

утрата уверенности в себе;

внезапная слезливость в классе.

- Уважаемые родители! Дети не могут сами сдерживать свои агрессивные инстинкты. Их необходимо этому учить. Давайте подумаем, как же это можно сделать? (предполагаемые ответы родителей)

Да, Вы правы. Расскажите ребенку о возможных способах выражения гнева и ярости.

1. При любой возможности — когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то — объясняйте ему, что использование неприемлемо, что вредить другому человеку плохо. Сейчас сделать это будет очень сложно. Вам понадобится много раз повторять это, чтобы внушить ребенку, но постепенно он усвоит это положение, как закон.

2. Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание. Реагируйте на хорошее поведение ребенка, чаще хвалите его.

3. Узаконьте чувства ребенка. В отличие от действий любые чувства приемлемы. Дайте возможность выпустить пар. Для этого можно в домашних условиях:

— замешивать и мять тесто;

— взбивать подушки;

— мять глину, пластилин;

— кувыркаться;

— комкать газету и бросать ее в стену;

— можно предложить ребенку нарисовать карикатуру на обидчика, а затем ее

порвать;

— плескаться в ванне.

4. Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным. Насчёт физической расправы мнения разных специалистов очень противоречивые. Кто-то утверждает, что физические наказания травмируют ребёнка, кто-то говорит, что в меру они несут пользу. Тонкий момент заключается в том, что иногда просто нет другого выхода — ребёнок не понимает слов. Бывают ситуации, в которых требуется серьезное внушение, шоковая терапия — с помощью физического наказания. Но это не должно перейти в регулярное рукоприкладство… А что думаете Вы по этому поводу?

- А на прощание я хочу рассказать Вам притчу. О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами…

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»

Уважаемые родители! Я надеюсь, что перед Вами никогда не будет стоять вопрос, кого из 2-х волков “кормить”… Подходит к концу и наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала размышления и желание построить взаимоотношения в семье по-новому

Список используемой литературы:

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М.,  1995.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001.3. Захарьева И.А.Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000 Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно- практической конференции – М.: РИПКРО, 1997

4. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28