Родительское собрание — интерактивная игра Если ребенок не такой как все

Интерактивные методы как средство психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Работая ради детей, школьный психолог непременно работает с родителями этих детей для достижения общей цели – создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка. Тем более, когда дело касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь психолог-практик должен учесть, что в основной массе эти родители чувствуют себя угнетенными и подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их больных детей неразрешимы. В результате бесед с матерями (отцы, как правило, редко идут на контакт с психологом) выявлено, что многих из них тяготит нарушенное поведение своих детей. Взрослые часто не понимают их состояния, не знают, как им можно помочь.

Очевидно, что среди целей и задач психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, важное значение приобретают эмоциональная поддержка родителей, предоставление им возможности общения и обмена мнениями, просветительская работа по ознакомлению родителей простым эффективным методам домашней реабилитации своих детей. В отличие от традиционных родительских собраний, проходящих в форме лекций и бесед, наиболее благоприятствуют вышеозвученным целям неформальные, нетрадиционные формы общения психолога с родительским коллективом.

Целью посещения психологом родительского собрания, независимо общешкольное оно или классное, должен стать не столько психолого-педагогический ликбез семьи как таковой, а стимулирование желания быть хорошими родителями путем расширения кругозора, создание мотивации к осознанию и активизации личностных ресурсов родителей, воспитательного потенциала семьи как важнейшего института социализации личности.

И здесь на помощь педагогу-психологу приходит игра. Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Именно посредством игры на собрании создается необходимый для раскрепощения участников психологический климат. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательно-терапевтическими возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Функция самореализации человека в игре — одна из основных функций игры.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется всесторонне. С приходом в школу информационно-компьютерных технологий (ИКТ) игра получила новый стимул развития. Синтез компьютерных технологий и игровых методов позволяет повысить КПД традиционных школьных мероприятий, будь то классный час, педсовет, методическое объединение, родительское собрание.

Чтобы привлечь внимание родителей к школьной жизни ребенка, к его воспитанию, мы воспользовались приемами создателей телевизионных интеллектуальных игр, взяв за основу игры тестирование. Поэтому слегка коснемся такой отрасли науки как тестология. Современное использование тестов для контроля обученности основано на их технологичности, возможности использования в сжатых временных рамках, стандартизированности. Естественно, что педагогом – психологом задача диагностики обученности родителей быть хорошими родителями ставиться не может. Гораздо важнее моменты дискуссии, активизации внимания, рефлексии, коммуникативных проявлений, обязательно сопутствующих процессу игры. Здесь развлекательно-терапевтический эффект игры перетекает в обучающий. Это конечно возможно и на обычном собрании в форме традиционной лекции, но как часто родители бывают безынициативны и равнодушны к ним.

Важен момент простоты и доступности игры. Большой объем подчас сложной для родителей, уставших после рабочего дня, информации нужно постараться сконцентрировать и донести в наиболее понятном виде. Преимущества тестового метода перед остальными здесь очевидны.

Не стоит забывать и о таком спутнике благоприятного психологического климата, как юмор. В. Гюго считал, что смех – это солнце, которое прогоняет зиму с человеческого лица. В шаблоны вопросов тестов обязательно нужно включать несуразности, юмористические варианты ответов. Вспомним популярное шоу «Кто хочет стать миллионером?»

При подготовке к такому собранию все вопросы, прямо или косвенно касающиеся тех проблем, которые педагог наметил для обсуждения, заранее стандартизируются. Иллюстрируя вышесказанное, опишем ход родительского собрания – деловой игры на тему «Если ребенок на такой как все…» в школе 7, 8 видов, вопросы которой касались проблем воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Все – и вопросы, и варианты ответов, и правильный ответ, появляющийся после того, как игроки дадут свою версию, представляются вниманию присутствующих с помощью проектора.

Присутствующие в ходе жеребьевки делятся на команды (по 2-4 игрока), для которых заранее приготовлены комплекты вопросов от самого простого (дешевого) до самого сложного (дорогого). Вопросы последовательно усложняются, цена, выраженная в символических единицах – баллах по мере сложности возрастает и заканчивается суперигрой, от которой команда может отказаться. Команда, ответившая на все вопросы и набравшая наибольшее количество баллов, считается выигравшей.

В предлагаемой публикации для примера приведем комплект вопросов лишь для одной команды игроков (обычно в родительских собраниях бывает 5-6 команд). (Правильный вариант ответа выделен). Естественно в возникающих по ходу игры дискуссиях, педагог дает разъяснения, делает краткий экскурс в суть вопроса, психологически поддерживает участников в случае неправильного ответа.

Вопрос на 1 балл: Наука об образовании и воспитании детей с отклонениями в развитии называется:

педагогическая медицина

врачебная педагогика

лечебная педагогика

педагогическая фармацевтика

Вопрос на 2 балла: Наиболее предпочтительными для развития лиц с умственной отсталостью являются условия:

сельской местности

мегаполиса

тропического климата

везде

Вопрос на 3 балла: По данным ВОЗ инвалидами на планете являются:

каждый 20 житель

каждый 10 житель

каждый 5 житель

каждый 100 житель

Вопрос на 4 балла: Термин «инклюзия» в переводе с английского означает:

1. доступность

2. внедренность

3. облегченность

4. включенность

Вопрос на 5 баллов: Именно эта семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, составляет всего лишь около 7 % от общего числа устроенных в семьи сирот:

опека

приемная семья

усыновление

патронат

Суперигра: В этой стране впервые была разработана программа специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций:

Франция

Англия

Российская империя

Германия