Родительское собрание на тему Агрессия Её причины и последствия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ – ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

на тему

“АГРЕССИЯ.

ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ”

(7-ой класс)

РАЗРАБОТЧИК:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ГОРЧАКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

2012 г.

Промедление может обернуться чем угодно,

ибо время приносит с собой как зло,

так и добро, как добро, так и зло.

Никколо Макиавелли

Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

Форма проведения: «разговор по душам».

Вопросы для обсуждения: причины проявления агрессии; родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка; возможные способы преодоления агрессивности.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; классный час «10 моих Я»; сочинение учащихся «Со мною что-то происходит…»; анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу); полезная информация.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессивного поведения подростков. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Что такое агрессивное поведение и как бороться с проявлением детской агрессии — на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Агрессивное поведение – это поведение враждебное, воиственно-угрожающее.

И прежде чем мы начнём разговор о таком поведении и его причинах, я хочу предложить вам анкету.

Анкета для родителей (1)

Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?

Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?

Против кого он проявляет агрессию?

Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?

Находите ли вы понимание у всех членов семьи?

Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?

Обсуждение анкет учащихся.

Перед родительским собранием учащимся также была предложена анкета, в которой они должны были продолжить предложения.

Анкета для учащихся

Чаще всего я радуюсь, когда.

Чаще всего я смеюсь, когда.

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда____.

Чаще всего я плачу, когда.

Чаще всего я злюсь, когда.

Чаще всего я обижаюсь, когда.

Мне хорошо, когда меня.

Мне плохо, когда меня____.

Также ребятам были предложены 10 выражений, характеризующих человека. Подросток должен был выбрать те качества, которые относятся к нему. Их должно было быть не менее пяти.

Я — добрый.Я — безразличный;

Я — злой.Я — хороший друг;

Я — терпеливый.Я — умный;

Я — нетерпеливый.Я — помощник;

Я — упрямый.Я — обидчивый.

(Примечание. Во время классного часа также можно обсудить проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое отношение к ним.)

Лекция классного руководителя.

Как утверждают психологи, всего причиной агрессивного поведения подростка является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению агрессивности.

(Примечание. Если есть возможность, можно пригласить школьного психолога, который познакомит родителей с результатами диагностики, выявляющей причины детской агрессивности. Помните! Этим должна заниматься психологическая служба.)

Анкета для родителей (2)

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

-Доброта.- Агрессивность.

-Безразличие.- Терпение.

-Сочувствие.- Нетерпимость.

-Упрямство.- Сопереживание.

-Покладистость.- Эгоизм.

Затем родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены.__________________________________________________________.

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

над ребенком зло шутят;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают ребенка друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

ребенок чувствует, что его не любят.

ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

внимание;— открытость;

сочувствие;— обязательность;

сопереживание;— доброту;

терпение;— ласку;

требовательность;— заботу;

честность;— доверие;

откровенность;— сердечность;

понимание;— дружелюбие;

чувство юмора;— умение удивляться;

ответственность;— надежду;

такт;- любовь.

Подведение итогов собрания. Полезная информация для родителей

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессивное поведение — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам. Что могут сделать взрослые для таких детей? Чем вы можете помочь своему ребёнку?

Памятка для родителей 1.

Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.

Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.

Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать другим людям.

Памятка для родителей 2. Предупреждение детской агрессивности.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

внимание;— открытость;

сочувствие;— обязательность;

сопереживание;— доброту;

терпение;— ласку;

требовательность;— заботу;

честность;— доверие;

откровенность;— сердечность;

понимание;— дружелюбие;

чувство юмора;— умение удивляться;

ответственность;— надежду;

такт;- любовь.

“Задушевная” беседа с родителями.

Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания. В классе всегда найдутся родители, которые захотят открыто поговорить о проблемах, касающихся агрессивного поведения ребёнка.

Список использованной литературы.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996.