Родительский лекторий Кому трудно учиться

Лекторий 2. Тема: «Кому трудно учиться».

Цель: познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохой успеваемости и поведению детей, развивать у родителей умение поиска выхода из трудных ситуаций.

Ход лектория.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались в этом классе, чтобы поговорить о самом важном, самом ценном, что у нас есть — о наших детях. Есть ли что-нибудь более важное, чем дети? Думаю, что каждый из нас ответит «Нет!». Мы все хотели бы видеть своих детей здоровыми, красивыми и умными. В последние годы, родители и учителя все чаще сталкиваются с тем, что многие дети с большим трудом осваивают школьную программу, или испытывают трудности в обучении по отдельным предметам.

План.

1.От чего зависит успешность в обучении.

2.Уровни сформированности учебной деятельности.

3.Влияние эмоционального состояния на учебную деятельность.

4.Практические советы для занятий с невнимательными детьми.

Проблема трудностей обучения в начальной школе, на наш взгляд, одна из самых сложных, недостаточно изученных специалистами. Дело в том, что трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношениях в коллективе и т. п., но их причины, физиологические и психологические механизмы могут быть различными.

Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменение поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. Почти все трудности, возникающие у детей, связаны главным образом с быстрым снижением работоспособности:

* сужением объема материала, который воспринимается,

* распределением и переключением внимания,

* неспособностью к длительному умственному напряжению.

Работоспособность ребенка связана с рядом факторов:

с физическим развитием ребенка

с функциональным состоянием организма, состоянием здоровья:

Частые заболевания ослабляют организм, снижают его сопротивляемость. Новое заболевание приводит к повышенной утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной работы.

с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности:

-медлительные дети — леворукие дети

-гиперактивные дети — невнимательные дети

с уровнем сформированности учебной деятельности.

с эмоциональным состоянием.

Перечисляя факторы, которые оказывают существенное влияние на работоспособность ребенка, мы говорили о внутренних факторах, связанных с самим ребенком, но не менее важное значение имеют и внешние факторы, которые также влияют на уровень и динамику работоспособности. Основным из них является организация, и причем рациональная организация режима дня школьника.

Удивительно, что когда идет речь о рациональной организации режима дня школьника, многие родители считают этот вопрос несущественным, не требующим особого внимания. В то же время специальные изучения на протяжении последних десятилетий показывают грубые нарушения гигиенических требований к организации режима дня ребенка в семье.

Я провела социологический опрос среди учащихся. Выяснилось, что утреннюю гимнастику дома делает только 33% детей, 49% — иногда, а 18% — никогда.

У 80% — продолжительность ночного сна сокращена от 1,5 до 2 часов (в 21ч. — 20%, в 22ч. — 46%, позже 22ч.- 34%), нора не менее 10 часов, для первоклассников 11 — 11,5 часов, включая дневной сон.

68% детей проводят у телевизора от 2 и более часов ежедневно, 17% — вообще не гуляют после школы. По гигиеническим нормам время для прогулки школьников младших классов 3 — 3,5 часа в день. Однако столько времени проводят на воздухе лишь 38% всех учащихся. Нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки в наказание за плохие оценки, нанося тем самым вред здоровью, еще больше снижая работоспособность, а следовательно, и не давая возможности улучшить учебу.

Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Часто их выполнение затягивается на несколько часов. Прежде всего потому, что не сформированы навыки самостоятельной работы, а родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют делать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность работы младших школьников 30 минут. Оптимальным для выполнения домашних заданий является период с 15 до 16 часов, и если ребенок садится делать уроки «когда мама приходит с работы», в 18 — 19 часов, то такая работа малоэффективная и очень утомительная. Это время резкого снижения работоспособности. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных, затем переходить и наиболее сложному. Необходимо, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, на чтение, на просмотр детских телепередач, игры.

Уважаемые родители, мы живем ради своих детей. Мы должны заботиться о них, помогать им, быть с ними все время рядом. Правда, кроме желания, нужны и умения. Надеемся, что информация, полученная на наших лекториях поможет вам в этом.

Результаты анкетирования по теме

«Твой режим дня» учащихся

1.Делаешь ли ты по утрам зарядку?

«да» — 33% «нет» — 18% «иногда» — 49%

2.Когда ты ложишься спать?

«в 21ч.» — 20% «в 22ч» — 46% «позже 22ч» -34%

3.Сколько времени ты проводишь у телевизора?

«1 ч.» — 32% «2 ч.» — 25% «более 2ч.» — 43%

4.Сколько времени ты гуляешь на улице?

«1ч.» — 31% «2ч.» — 14% «более 2ч.» – 38% «не гуляют вообще» — 17%

5.Сколько времени тратишь на домашнее задание?

«до 1ч.» — 29% «от 1 до 2ч.» — 49% «более 2ч.» — 22%