Родительские собрания для 7 класса

Родительское собрание «Учение с увлечением»

Цель: оценка успеваемости учащихся класса

Задачи: проанализировать результаты успеваемости учащихся; актуализировать проблему снижения учебной мотивации в данный возрастной период; выработать способы реагирования на проблему и пути ее решения.

Форма проведения: консилиум

Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог, учителя- предметники

Подготовительный этап: анализ успеваемости учащихся класса. Подготовка диаграмм, таблиц.

Анкета самооценки уровня знаний

Инструкция: отметить рядом с названием предмета: В – высокий, С – средний, Н – низкий уровень интереса.

1. Назовите любимые учебные предметы в школе.

история;

литература;

химия;

математика;

физика;

иностранный язык;

физическое воспитание;

биология;

география.

2. По какому предмету особенно нуждаетесь в помощи преподавателей (назовите)?

3. Назовите предметы, к которым у вас есть определенный интерес.

4. Отметьте любимое занятие (если другое – допишите).

чтение книг;

просмотр видеофильмов;

аудио, видеозаписи;

игра на музыкальном инструменте;

коллекционирование;

кружки технического творчества (название кружка);

спортивные секции (название секции);

занятие прикладным искусством (вышивание)

сочиняю музыку;

пишу стихи, рассказы, басни;

5. Что Вам помогает преодолевать трудности, связанные с учебой?

6. Какие из нижеуказанных мотивов побуждают к учению; напишите сами, что влияет в первую очередь, во вторую, в третью, совсем не играет роли.

а) Интерес к процессу усвоения знаний;

б) практическая значимость усвояемых знаний;

в) ответственность перед родителями;

г) ответственность за учебный труд перед коллективом;

д) ответственность перед преподавателями;

е) ответственность перед другими;

ж) что еще, напишите сами.

7. Охотно ли Вы учитесь?

а) Да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

8. Чем вызвана неудовлетворенность?

а) Неинтересны большинство занятий;

б) непонятно то, что говорят на многих занятиях, а задавать вопросы стесняюсь;

в) не успеваю подготовиться по многим предметам и из-за этого получаю плохие оценки;

г) какой-либо другой ответ (укажите именно какой);

д) затрудняюсь ответить.

9. Чем можно объяснить, что Вы учитесь ниже своих возможностей?

а) Не удается себя пересилить и заставить регулярно заниматься;

б) слишком занят общественной работой, не остается времени на занятия;

в) серьезно занимаюсь спортом, это изматывает, поэтому не хватает сил взяться за книгу;

г) слишком много времени и сил уходит на самодеятельность и кружки;

д) слишком часто отвлекают друзья, и не хватает силы воли отказаться, если куда-нибудь приглашают;

е) какими-либо другими причинами (укажите какими именно).

10. Влияет ли коллектив Вашего класса на отношение к учению?

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Во все времена были и есть дети, которые считают, что учиться в школе – скучнейшее занятие. Большинство учатся из-под палки, и если бы школы вообще отменили, от радости прыгали бы до потолка. Наверное, виноваты мы, взрослые: сколько бы ни реформировали, ни обустраивали наши школы, что-то не выходит превратить учение наших детей в увлекательную часть их жизни.

Может быть, о том же думал Симон Львович Соловейчик, когда писал книгу “Учение с увлечением”. Он звал к размышлениям подростков. Но на самом деле эта книга – для всех, потому что в ней говорится о вещах, значимых для каждого человека. Ведь увлекаться учением – значит знать толк в жизни, любить ее и ценить. Что если заново перечитать эту книгу?

И вновь примерить прочитанное к себе. Не столько к своим теперешним ученикам, сколько к своей сегодняшней работе на уроке, к своей профессиональной жизни. Попробуем!

2. Педагогическое просвещение по теме «Учебная мотивация»

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

К семикласснику школа предъявляет больше требований, чем ко младшим школьникам. Значительно увеличивается число учебных предметов; занятия ведутся несколькими учителями, предъявляющими разные требования к учебе; усложняется материал школьных программ.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности с взрослыми и сверстниками;

- потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

- стремление подростка к самостоятельности;

- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Негативные характеристики учебной мотивации у подростков объясняются рядом причин. Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление к взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам.

Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.

Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьёзную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов, их смена, чередование, недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.

Большинство подростков считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознаётся как значимый очень редко.

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. У подростка мотивы и способы самообразования поднимаются на более высокий уровень. Задачи самообразования становятся более конкретными, причём нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачёты, поступить в кружок) без отчётливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

3. Анализ результатов успеваемости учащихся класса

Классный руководитель представляет сравнительный анализ успеваемости учащихся за последние учебные четверти с прошлым учебным годом в виде диаграмм.

4. Выступление учителей-предметников

Учителя-предметники представляют анализ учебной активности учащихся на уроке, выполнение домашних заданий, наличие учебной мотивации, предъявляют требования к учащимся.

5. Подведение итогов

Дополнительный материал

Правила самоорганизации внимания

1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, звонки по телефону).

2. Приступая к работе, предварительно организуйте рабочее место (оно должно быть надлежащим образом оборудовано).

3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете, изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, полистайте конспект. Если же этот материал по какой-либо причине вообще вами не изучался, начинайте с ликвидации пробелов.

5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога, связанные с предстоящей проверки знаний займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные колебания внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удалось сосредоточить внимание, можно читать про себя.

6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и перессказыванием, решением задач, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

8. Контролируйте, подавляйте непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, вызванные действием внешних раздражителей (хлопанье дверей, звуки авто, чьи-то голоса), так и внутренних стимулов (мысли).

9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернутся к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст, при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратить время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре в помещении.

Правила обращения с памятью

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цели запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал начал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: «…понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж».

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

7. После математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики. Изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше – действуй.

9. Не учи стихи по столбикам, короткие – заучивай целиком, длинные – разбивай на части.

10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу, надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Отрывок из книги С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением»

Учителя представляют, как учить детей. Но никто не пишет, что делать человеку, если он попал в заколдованный круг скуки и неумения работать. Некоторые сердились: “Да что тут такого? Какие еще хитрости нужны? Позаниматься как следует, вот и вся хитрость! Безнадежно отстал? А кто виноват?”

Я засел за книги, месяцами ходил в Ленинскую библиотеку, самую богатую библиотеку в нашей стране. Там тысячи книг об учении в школе. Но все они о том же – как учить ребят или как лучше учиться тому, кто хочет учиться лучше. Но что делать человеку, если он не в состоянии сесть за книгу и подумывает о том, чтобы бросить школу, об этом в книгах не написано!

Тогда я стал расспрашивать ученых: нет ли общего правила, по которому можно было бы преодолеть инерцию заколдованного круга?

Один крупный ученый, профессор психологии, сказал мне, что он не слыхал о таких правилах, но что, очевидно, надо найти слабое звено, слабое место в этом круге и на него направить все усилия. Однако этот совет не годился. Если бы все было так просто, то не было бы никакого круга, была бы цепь причин – устрани какой-то один недостаток, поломку в цепи, и все в порядке. А у нас – безвыходное положение! Человек не может заниматься с успехом, пока он не позанимается…

* * *

Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.

* * *

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?

Могут!

Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно. С уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

* * *

Работать на уроке с увлечением – это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни.

Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Вот в чем разница!

* * *

Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: “Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник” – тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя.

У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью – и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его – надо помочь ему создать лучшее представление о себе, “исправить” ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными.

Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние – это один из основных законов человеческой психики.

* * *

Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами. Мы принимаем критику, но только доброжелательную и только от того человека, который – мы чувствуем это – верит в нас и любит нас.

Но когда нас хотят унизить, то есть понизить нас в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке – представление о самом себе, образ самого себя.

Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.