Речь на кончиках пальцев_10440

Консультация дефектолога или советы дефектолога

Ершова Анна Яковлевна

Речь на кончиках пальцев.

Сегодня у большинства современных детей отмечается как общее моторное

отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к

городским детям. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,

приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу,

вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры.

Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны,

стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда

вытесняется готовыми полуфабрикатами, мало кто занимается рукоделием.

Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на

развитии детей

Давно известно, что подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, доказавших, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, готовит руку к письму, развивает мышление.

Множество игр для развития мелкой моторики можно провести, используя самые разнообразные предметы, игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, — бусы, шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях, кнопках. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок). Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) можно совершенствовать при сортировке мелких предметов по цвету, форме, размеру и т.д. Занятия с разнообразными конструкторами, паззлами, изготовление поделок из природных материалов, бумаги развивают силу рук, тонкие движения пальцев. Очень полезны занятия с мозаикой, нанизывание на шнурок бусин, крупных пуговиц, шариков. Сейчас в продаже есть игры – шнуровки, как простые, бессюжетные, так и сложные, требующие выполнения действий в определенном порядке, содержащие большое количество деталей, которые прошнуровываются к основе (например, яблоки и листики на спине ёжика). Развивают соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев игры с прищепками, их можно изготовить самим. Прикрепите прищепки к желтому картонному кругу, получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Очень полезны игры в театр на пальчиках, для этого нужно приобрести или изготовить самим тряпичные или деревянные фигурки, с помощью которых можно разыгрывать небольшие сюжеты. Можно предложить ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, домик, грибок, ёлочку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, по памяти. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

И конечно нельзя забывать о пальчиковых играх, ведь они развивают тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, понимание речи. Напомню Вам одну из таких игр.

Птички.

-Вот птички летают, машут крылышками (скрещиваем руки на уровне запястий,

симметрично поднимаем и опускаем кисти)

Приземлились птички, крылышки сложили. (соединяем ладони вместе)

Покормим птичек – насыплем им зернышек! (складываем пальцы одной руки в

щепоть и легко шевелим ими).

-Вот как птички зернышки клюют! (тихонько барабаним по столу согнутым

указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью).

Уважаемые родители! Приведенные выше игры и занятия совершенно не

сложные, не требуют больших временных и материальных затрат, но приносят

огромную пользу гармоничному развитию детей. Желаю Вам успехов!