Регби

Квочкина Наталья Анатольевна,

заместитель директора по УВР

МКОУ ДОД ДЮСШ

г. Называевска Омской области

Введение регби на уроках физкультуры как средство формирования и развития УУД

Добавить ещё один спортивный урок в расписание школьников решило Министерство образования. Медики уже давно говорят: интеллектуальная нагрузка на детей увеличилась в разы, и она сильно сказывается на здоровье. У старшеклассников дефицит движения достигает 80 %. По статистике за годы обучения в школе число здоровых школьников сокращается в пять раз. Поэтому третий урок физкультуры это, в первую очередь наступление на болезни опорно-двигательной системы. Ведь развитие интеллектуальных способностей без физического здоровья бессмысленно. Согласно школьным санитарно-гигиеническим нормам уроки физкультуры рассматриваются не только как учебная нагрузка, но и как психологическая разгрузка для детей.

Выполнение указа министра образования о введении третьего часа физкультуры у многих школ вызывает затруднения. Требуется разнообразить стандартную образовательную программу – третий час не должен быть использован для простого увеличения количества часов на уже известные, ставшие традиционными занятия физкультуры. Необходимо внедрение новых видов спортивно-оздоровительных занятий. В разных регионах нашей страны и в том числе в Омской области предлагаются на выбор в зависимости от условий образовательной организации и уровня подготовки педагогических кадров плаванье, фитнес, бадминтон, аэробика, регби, теннис.

Проведя мониторинг предпочтений по предложенным видам спортивно-оздоровительных занятий среди обучающихся в параллели 7 классов, наше ОУ (образовательное учреждение) сделало выбор в пользу командной спортивной игры – регби.

Экзотическая для обычной физкультуры игра нашла большой отклик среди подростков. Как и любой другой вид спортивной игры, она способствует развитию двигательной активности, дает возможность эмоциональному раскрепощению, создает условия для привития боевого командного духа, воспитания внутреннего «Я».

Как спортивная игра регби родилась в Англии, в 1823 году в городке Регби, а еще точнее – в школе Регби. По легенде, 17-летнему пареньку Уильяму Эббу Эллиссу во время игры в футбол пришла идея, до которой додумалась бы и двухлетняя девочка: мяч до ворот проще довести, не пиная ногами, а целенаправленно притащить в руках. Гениальную инновацию оценили.

Еще через 40 лет регби окончательно оторвался от прочего футбола, постепенно разветвлялся на виды, вошел в программу уже II Олимпиады, затем был изъят из олимпийских видов, но введен в программу следующих летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.

В России регби официально занимаются четверть века, в 2007 и 2009 гг. становились чемпионами Европы, так что это вид спорта, в котором нам есть что ловить. Разновидностей регби много: регби-15, 13, 7 (как раз олимпийский) и другие. Одни виды – более контактные, в других – чаще пасуют и бегают. В любом случае игра командная, быстрая и не требует особых затрат на материально-техническую базу. И что не мало важно, возможна для девочек.

Мне, как учителю физкультуры, перед внедрением нового вида спорта в образовательный процесс предстояло внести кардинальные изменения в рабочую программу и тематическое планирование. Уроки регби были спланированы на период второй и третьей четвертей текущего учебного года в объёме 20 часов.

Игра регби напоминает детям баскетбол и футбол, поэтому они с интересом приняли новый вид спорта.

Что же изменилось в уроке с введением в программу физкультуры регби?

Во-первых, начало урока включает в себя теперь не только традиционную разминку, но и теоретическую подготовку по изучению правил новой игры, разбор тактических приёмов. С целью увеличения плотности урока для организации работы на данном этапе мною разработаны карточки с компетентностно — ориентированными заданиями.

Для обучения новым элементам я использовала комплекс подвижных игр и упражнений (эстафетный бег с элементами передачи мяча в регби, передачи мяча в тройках в движении – с сопротивлением, игра «салки», «не давай мяч водящему»), где большое внимание уделяется такой игровой практике, которая заставляет самостоятельно решать сложные задачи, возникающие на площадке. При освоении новой спортивной игры важно понять и запомнить правила: мяч не пинать, не бить об пол, задача регбистов – занести мяч за линию ворот соперников и положить на пол. Важно сделать это руками или другой частью тела выше пояса. Отдать пас в регби можно только игроку сзади или сбоку, но, ни в коем случае не вперед.

Во время проведения уроков я столкнулась с проблемой – нехватка инвентаря (в наличии только один регбийный мяч), поэтому для обучения технике передачи мяча приходилось использовать волейбольные мячи. Но даже в таких условиях регбийные матчи становились кульминацией уроков.

На уроках, я поддерживала инициативу детей, подсказывала им пути устранения ошибок, побуждала к постоянному самоанализу и поиску решений, т.е. к развитию игрового интеллекта. Все занятия строила по принципу «от простого к сложному» – отработка отдельных тактических приемов в парах, в тройках и только потом в игре.

Первым результатом введения регби в образовательный процесс можно считать повышение мотивации к уроку физкультуры. Об этом можно судить, по отзывам детей, полученным в ходе социологического опроса школьников, проведенного в конце третьей четверти. Вот некоторые цитаты из ответов детей: «я хотела бы продолжить заниматься и в дальнейшем», «а когда у нас будут соревнования между школами», «вы приходите к нам и проводите урок по регби», «а можно мы будем ходить к вам на тренировки в спортивную школу» и т.д.

Подводя итоги, считаю необходимым отметить следующее:

1. Физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Она воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

2. Физическая культура в целом способствует достижению и сохранению крепкого здоровья, повышению устойчивости и работоспособности, адаптации к меняющимся условиям образовательного процесса. Приучая детей к занятиям физической культурой, мы продлим не только их жизнь, но и обеспечим долголетие нашего государства.

3. Занятие спортивными играми обеспечивает формирование, развитие и закрепление коммуникативных, жизненно важных регулятивных умений, организованности и содействует соблюдению норм поведения и дисциплины в обществе, активному противоборству с вредными привычками, социализации личности подростка.

4. Игра регби помогает развивать скорость, быстроту, выносливость, силу, ловкость, гибкость. Игра отличается острой борьбой за мяч, быстро меняющимися ситуациями в нападении и защите, что делает ее увлекательной для игроков и зрелищно-захватывающей для зрителей. Азы регби любой человек может постичь минут за десять, но более глубоко профессионально изучить правила игры – нужно много сил и времени. На следующий учебный год, я планирую с детьми продолжить освоение тактики регби, но уже не в школе, а на тренировках в МКОУ ДОД ДЮСШ.