Ребёнок у компьютера ЗА или ПРОТИВ

Опыт работы школы по теме:

«Ребёнок у компьютера: ЗА или ПРОТИВ»

Задачи программы:

1) изучение влияния информационного потока на формирование жизненных установок детей и подростков;

2) формирование правильного отношения у детей, педагогов, родителей к информационным технологиям и использованию компьютера.

Наша школа работает над этой темой уже несколько лет.

В 2008-2009 учебном году мы решили проверить есть ли у нас эта проблема. Среди нескольких классов была проведена анкета, которая показала неправильное использование компьютера как детьми, так и родителями.

Следующим этапом было изучение литературы по этой теме и написание ученицей Сетто Ольгой исследовательской работы «Человек и компьютер: разумность использования», которая была удостоена 2 места на городской конференции исследовательских работ.

2009-2010 учебный год.

Тестирование всех учащихся школы «Ребёнок у компьютера» по использованию компьютера и анализ тестов. (отв. зам.директора по УВР Фёдорова А.Г., учитель информатики Колесникова С.В., психолог Бурганова Н.В., социальный педагог Васильева Э.Н., классные руководители, совет старшеклассников). По результатам было выявлено, что 45% учащихся начальных классов используют компьютер для игры, проводя при этом за ним от 1 часа до 3 часов в день. Среди учащихся среднего звена дли игры используют от 46 до 59 % детей, проводя за ним иногда до 5 часов. И только для старшеклассников игры отходят на второй план. Проблема выявлена. Были разработаны и проведены родительские собрания по параллелям для родителей учащихся 1-9 классов. (отв. зам.директора по УВР Фёдорова А.Г., учитель информатики Колесникова С.В., психолог Бурганова Н.В., социальный педагог Васильева Э.Н., классные руководители, совет старшеклассников) Для родителей разработана памятка «Советы родителям» о правилах работы за компьютером.

Классные часы по параллелям для учащихся 9-11 классов в рамках «Школы будущих родителей».

2010-2011 учебный год.

Классные часы в 7-11 классах об этикете сетевого общения , правилах и законах публикации информации в сети Интернет.

2011-2012 учебный год.

Классные часы по теме «Медиа безопасность».

Результаты работы по программе:

1. Увеличилось в 2 раза количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования по информационным технологиям.

2. увеличилось в 3 раза количество детей, участвующих в различных конкурсах по информатике и информационным технологиям.

3. родители стали в 2 раза чаще интересоваться действиями детей за компьютером.

4. уменьшилось время, проводимое детьми за компьютерными играми, повысилось осознанное применение компьютера в своей жизни.

Приложение: памятка для родителей.

Советы родителям.

Основные вредные факторы при работе за компьютером

Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;

Воздействие электромагнитного излучения;

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации;

При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере…

Санитарные нормы при работе за компьютером:

- для учащихся I классов (6 лет) — 10 минут;

- для учащихся II — V классов — 15 минут;

- для учащихся VI — VII классов — 20 минут;

- для учащихся VIII — IX классов — 25 минут;

- для учащихся X — XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут.

Симптомы человека, который относится к группе риска Интернет- и компьютерозависимых людей:

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьей и друзьями;

ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

проблемы с работой или учебой;

люди с неустойчивой психикой, дети и подростки.

Прежде чем купить компьютер чётко ответьте на вопрос: Кому и для чего он необходим? Это поможет вам определиться с выбором параметров будущего приобретения и понять: вы покупаете дорогую игрушку или хороший инструмент для работы?

Обговорите с ребёнком правила и режим работы за компьютером.

Обговорите с ребёнком кто и какие программы будет устанавливать на компьютер.

Помогите ребёнку понять его интересы и склонности, чтоб он мог реализоваться в реальной жизни, не прибегая к виртуальном миру.

Не теряйте контакта с ребёнком, будьте внимательны в общении с ним.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Всё зависит только от Вашего решения!

Список источников.

журнал «Мой друг компьютер» №5, 2008 статья «обвиняется компьютерная игра» автор: Максим Иванов

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-Пресс, 1999. -368с.

Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. 5-е изд. –СПб.: Питер, 2007

Козырев А.Н. Информационные Технологии в экономике и управлении: Учебник. Изд.4-е СПб. : изд-во Михайлова В.А., 2005

http:// www.comp-doctor.ru/

http:// wwww.medmedia.ru

журнал Enter. №2, 2005

http:// detochka.ru/

KM.ru

«Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков», журнал «Воспитание школьников», №10, 2009, стр 23-25.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ Утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. N 14.п 9.4.2.