Реализм в музыке

ТЕМА: Реализм в музыке.

Цель: знать характерные признаки данного музыкального стиля, знать представителей реализма в музыке.

Ход урока

Учитель.

Мы с вами на прошлых уроках познакомились с двумя стилями в музыке – это классицизм и романтизм. Благодаря их возникновению в музыке появились новые жанры – симфония, концерт, квартет, романтическая симфония, фортепьянные миниатюры, лирико-драматические песни.

Говоря о классицизме и романтизме, нельзя не сказать об одном из самых важных и плодотворных стилей в музыке – реализме.

РЕАЛИЗМ

(от лат. realis — вещественный, действительный) — творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определённому виду искусствава.

В каждый новый исторический период РЕАЛИЗМ обретает новый облик, определяющий характер культуры своего времени.

Начало развития РЕАЛИЗМА усматривается в искусстве 19 века.

Музыка самое абстрактное из всех искусств, подчас трудно её причислить к каким-то конкретным методам, течениям, направлениям. Тем не менее, как и все виды искусства, она тесно связана с жизнью — с ее событиями и проблемами, идеями и идеалами и, как и все искусства, она подчиняется общим законам художественного развития. Если говорить о реализме в музыкальном искусстве, то его происхождение, безусловно, имеет глубокие корни, находящиеся в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Музыкальный реализм 30—50-х гг. XIX в., вышедший из музыкального романтизма был очень тесно связан с общественной жизнью того времени.

В творчестве зарубежных композиторов реалистические тенденции проявились ярче в оперной музыке итальянского композитора Дж. Верди, которого композитор и критик А.Н. Серов справедливо назвал «голосом современной Италии. «Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии… Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бу­рями; Италии смелой и пылкой до неистовства.»

Заслуга Верди заключается прежде всего в том, что он, создал правдивое музыкально-театральное искусство.

Джузеппе Верди (1813-1901)

Верди навсегда останется одним из величайших итальянских композиторов». И вот уже в течение полутора веков не сходят с театральных сцен мира оперы Верди — «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло»… — 26 опер! В лучших концертных залах и соборах звучит его знаменитый «Реквием»…

1.СЛУШАНИЕ

Реквием, как известно, к операм не относится. Это единственное произведение Верди, не предназначенное для театра. Но Реквием Верди, пожалуй, не менее знаменит, чем Реквием Моцарта. Музыка воистину потрясающая.

Поводом для написания Реквиема послужила смерть Россини.

Музыка всегда была главным в жизни Верди. Особенно привлекала его опера, чрезвычайно популярная в Италии того времени. Великие музыканты — Россини, Беллини, Доницетти — внесли в итальянскую оперу дыхание новой жизни, приблизили ее язык к народной музыкальной речи, обогатили ее стиль. Но они не ставили перед собой цели создания музыкальной драмы, продолжая писать музыку на либретто, составленные по принятым трафаретам. А для Верди, начиная с самых первых шагов музыкального творчества, важнейшей частью оперы был сюжет — жизненный, волнующий современников. Композитор понял, что именно с либретто — с литературной основы надо начинать оперную реформу. Не полагаясь на волю либреттиста, Верди всегда принимал деятельное участие в выборе сюжетов для своих опер, разработке сценариев для них.

В 50-х гг. были написаны три несомненных шедевра оперной музыки — оперы «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853) и «Травиата» (1853).

В творчестве зап.-европ. композиторов 2-й пол. 19 в. прослеживаются реалистич. Тенденции и у Р. Вагнера, Ж. Бизе, И. Брамса др.

СЛУШАНИЕ. БИЗЕ. СЮИТА ИЗ ОП. КАРМЕН

Кармен. Геликон-Опера

Кармен — темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми.

Хозе весел, уверен в себе, смел, и Кармен не остаётся равнодушной. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.

Глухой ночью контрабандисты заключают сделку. С ними Кармен и Хозе. Любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но она больше не любит его. Что-то скажут ей карты? она прочла в картах свой смертный приговор.

Яркий солнечный день. Кармен ждётдругого Эскамильо. В этот момент перед ней возникает оборванный, измученный Хозе. Он по-прежнему любит её и готов простить ей всё, если любимая вернётся к нему. Но Кармен отвергает его мольбы и, потеряв терпение, срывает кольцо, данное ей Хозе в залог любви. «Свободной родилась — свободной и умру!» Хозе убивает Кармен

Сохраняя свои основные, определяющие признаки, РЕАЛИЗМ в музыке обретает новые, более сложные формы в начале 20 века. С одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур ( И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, К. Караев, Р. К. Щедрин и др.), с другой стороны — влияния звуковой среды современности, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами жизни . А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн глубоко отразили противоречивое сознание современного человека в условиях острой конфликтной исторической действительности..

СЛУШАНИЕ. ХАЧАТУРЯН. ВАЛЬС К ДРАМЕ ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД»

Вальс Арама Хачатуряна «Маскарад»

Этот вальс все привыкли называть коротко: «Маскарад». На самом деле это одна из частей музыкальной сюиты, сочиненной А. И. Хачатуряном к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» еще в 1941 году. В сюжете драмы тесно переплелись любовь и ревность, коварство и отчаяние.

Конечно же, весь этот клубок страстей нашел отражение в музыке вальса, однако даже в кульминациях, в моменты высочайшего накала эмоций, оркестр Хачатуряна звучит романтично и неизменно благородно.

Итог.

Учитель. Итак мы с вами познакомились с тремя стилями в музыке. Что означает термин «стиль в музыке»?

Уч-ки. Стиль это термин в музыке, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.

Учитель. Назовите главные признаки стилей в музыке: классицизм, романтизм, реализм.

Дети.

1. Классицизм — течение в культуре европейских стран 17-го начала 19 веков, стремившееся к созданию возвышенных, идеальных, рационалистически четких и пластически завершенных произведений искусства по античным классическим образцам. Каждый стиль неразрывно связан с той историко-культурной атмосферой, в которой он формировался.

2. В музыке направление сложилось в 1820 годы и всё развитие заняло весь 19 век. Композиторы-романтики старались с помощью выразительных средств отразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

3. Реализм в музыкальном искусстве находит отражение в правдивом и верном выражении человеческих чувств и мыслей через интонацию, мелодию, темп, ритм.

Учитель. Какие новые жанры появились, благодаря появлению этих стилей?

Дети. Появление театрализованности в музыке.

Учитель.

Изучая стили в музыке, мы увидели явления жизни, которые их породили. Вне исторического фона стиль существовать не может. И всегда следует помнить, чем крупнее талант композитора, тем индивидуальнее его собственный стиль.