Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критическог

Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

При осуществлении системно — деятельностного подхода в образовании усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Технология развития критического мышления относится к современным образовательным технологиям, направленным на формирование не только предметных умений и навыков, но и ключевых компетентностей: регулятивной, коммуникативной, информационной. Одно из важнейших отличий ее от других современных технологий – разнообразие интересных, действенных методических приемов, некоторые из которых рассматриваются в данной работе на материале предмета истории древнего мира.

Методический приём «Тонкие и толстые вопросы» весьма актуален практически с первых уроков курса, так как учит различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие»), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя («толстые»).

Методический прием «Фишбоун». Изучение темы «Перемена «римских нравов» начинаем с вопроса: «Как завоевания повлияли на жизнь римлян?». Предлагаю трём группам документы, из которых ученики делают вывод, что завоевания облегчали жизнь граждан Рима, а другим группам, что они усложняли их жизнь. Возникло противоречие – значит можно сформулировать проблему и записать её в голове рыбьего скелета (мы рисуем фишбоун головой вверх, а хвостом вниз – так удобнее заполнять). Дальше ребята из документов, текста учебника и рисунков подписывают рёбра рыбы: справа плюсы, а слева минусы завоеваний. Записи должны быть точными и краткими. В итоге пятиклассники делают вывод, что завоевания негативно сказались на римских нравах и предположили, что повлекут за собой вражду, войну и даже гибель.

Методический прием «Шесть шляп» применяю при изучении многих тем («Древняя Спарта», «Греко – персидские войны» и другие), но используя пока четыре цвета шляп, кроме синей и зелёной. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления, методический прием применяется и на стадии рефлексии.

Белый цвет — шляпа объективного наблюдателя. Группа, получившая белую шляпу, должна собрать конкретные факты, не оценивая их.

Желтый цвет — шляпа оптимиста. Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты.

Черный цвет — шляпа пессимиста. Группа, получившая черную шляпу, должна выделить все неудачи в деятельности, например. императора.

Красный цвет — шляпа эмоционального участника. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали участники исторического процесса.

Синий цвет — шляпа философа. Группа, получившая синюю шляпу, должна обсудить и высказать свою точку зрения о том, соответствуют ли реальности представления о личности императора.

Зелёный цвет – шляпа творца. Группа, получившая зелёную шляпу, должна предложить свой вариант развития событий или деятельности исторической личности.

Ребятам нравится составлять «Синквейн», использую приём на любом уроке при работе с понятиями.

1. Рабство.

2. Жестокое, несправедливое.

3. Угнетает, наказывает, унижает.

4. Враждебные отношения

5. Неволя.

Или в теме «Законы Хаммурапи».

Законы.

Строгие, неравные.

Запрещают, разрешают, наказывают.

Поддерживают порядок.

Правила.

Одним из доступных приемов в 5 классе является составление кластера. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки — лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока, в групповой и индивидуальной работе, как в классе, так и дома.

Например, «Афинское народное собрание» имеет две «грозди»: участники и функции собрания с отходящими лучами, а «Деяния римских императоров во II веке» уже несколько (от имени императоров отходят направления их деятельности, а от направлений идут лучи с конкретными делами).

Методический прием «Круглый стол» (устный) применяла, например, при определении самого выдающегося полководца древности, используя идею Лукиана «Разговоры в царстве мёртвых (II в.). Каждый участник по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим оратором о полководческом искусстве Александра Македонского, Ганнибала, а затем Сципиона.

Письменно «Круглый стол», на мой взгляд, лучше использовать в групповой форме обучения. Например, выяснить, почему Солон вынужден был покинуть Афины. Учащиеся (желательно ручками разного цвета каждый) записывают свою идею и передают лист соседу. Таким образом, формируется общее мнение, рождается общий ответ, который сравнивается с результатами работы других групп. При самооценке и оценке учителем работы группы можно увидеть участие каждого ученика.

Использование этих приемов требует от учителя, четко обозначить время, отведенное на работу и следить за регламентом.

Метод проектов можно использовать, например, изучая тему «Рабство в Древнем Риме», дав ребятам групповое опережающее задание. Каждая группа, как будто, совершила путешествие в Древний Рим и, на основе своих впечатлений, готовит телепередачу о том, что они там увидели и, что их больше всего поразило. Каждая группа сама составляет программу проекта, определяется учителем только тема, например «Использование рабов в имении землевладельцев». Ребята работают с удовольствием и представляют оригинальные и интересные проекты.

Системно-деятельностный подход способствует повышению интереса к процессу обучения и активному восприятию учебного материала.

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:П – позиция «Я считаю, что…».О – объяснение (или обоснование) «Потому что …».П – пример «Я могу это доказать это на примере …».С – следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».Пример: Я считаю, что восстание рабов должно было произойти

Потому, что положение рабов было очень тяжёлое.Я могу доказать на примере жизни рабов в имении и т.д. того,

Исходя из этого, я делаю вывод, что римские порядки …