Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи мла

Реализация дифференцированного подхода в формировании произносительной стороны речи младших школьников с нарушением слуха посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидактического комплекса.

Дифференциация обучения — это путь поддержки индивидуальности ребенка. С точки зрения психологии, цель дифференциации – индивидуальное обучение, основанное на создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика. Цель дифференциации с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества. А с дидактической точки зрения цель дифференциации – создание методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Оптимальные условия для формирования произносительных навыков слышащего ребёнка создаёт его слух. В случае, относительно к ребёнку с нарушением слуха такими благоприятными условиями, является определение и использование на занятиях по формированию произношения оптимального слухового поля с помощью электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования «Суваг CCД1», в народе – Верботон. Верботон. – это звукоусиливающая аппаратура, состоящая из блока ССД-1 головных телефонов (наушников), микрофона и вибратора. Работа на этом аппарате – ежедневный эксперимент, как для детей, так и для меня. И самое главное, в этом экспериментальном процессе, помочь детям «почувствовать» речь: ощутить её телом и «услышать» мозгом. Очень важна настройка аппарата в начале занятия. Её выбор осуществляется исходя из двух критериев: речевых возможностей ребёнка и его слуховых потребностей. Исходя из вариаций этих критериев, я выделяю 3 вида настройки . Начну с самого распространённого и, подходящего для детей , речевые возможности которых сильно ограничены, а слуховые потребности находятся на низком уровне – ребёнок прислушивается к речи учителя и сигнализирует, когда педагог смог подобрать для него комфортный вариант восприятия речи. Здесь существует один нюанс: есть дети более сознательные, которые опираются только на свои слуховые ощущения, а есть такая группа учеников, которые однажды запомнив показатели настроек на оба уха, пристально следят за тем, чтобы я точно их воспроизвела. Таким детям во время настройки предлагается закрыть глаза или отвернуться от аппарата. Полярно отличающий вид настройки аппарата, подходящий для детей с хорошими речевыми возможностями и наличием слуховых потребностей – самостоятельная настройка аппарата под контролем учителя, то к чему я, собственно, и веду своих учеников. Третий вид настройки — смешанный, показан для детей , у которых присутствуют слуховые потребности, но речевые возможности оставляют желать лучшего. Ребёнок настраивает аппарат, опираясь на восприятие моего голоса. Более дифференцированные настройки, такие, как изменение амплитудно-частотной характеристики аппарата с помощью корректора частоты и изменение режима работы с низкопропускного фильтра на канал с линейным пропусканием частот осуществляются на протяжении всего слухового занятия и зависят от индивидуальных возможностей восприятия и воспроизведения речевого материала учащимся.

Дифференцированный подход невозможен без диагностики. В качестве диагностического материала по выявлению уровня произносительных навыков детей с нарушением слуха, я использую лингводидактический комплекс, точнее комплекты из этого комплекса: «Речь и речевое развитие» и «Мелодика, интонация, темп и ритм речи». Комплекс «Речь и речевое развитие» состоит из серий сюжетных картинок и коммуникативных игрушек. Наиболее приемлемыми для младших школьников, на мой взгляд, являются такие серии картинок из данного комплекта, как «Спасибо, Ким» и «День Фло».

Предлагая ребёнку выложить картинки в нужной последовательности и озвучить, изображенную историю, мы имеем возможность получения диагностических результатов по нескольким направлениям, относящимся к произносительной стороне речи. Это и состояние активного и пассивного словаря, и оценка слитности, силы и высоты голоса, словесного и логического ударения, интонации. Проанализировав полученные результаты, можно предложить ребёнку систему заданий на доступном для него уровне обучения, который, в дальнейшем, может и должен меняться в соответствии с совершенствованием произносительных навыков и степени самостоятельности при выполнении заданий.

На основе личного опыта, я разработала и апробирую речевой материал к серии картинок «Спасибо, Ким» по блокам: «слово», «словосочетание», «фраза» и «текст» с целью формирования произносительной стороны речи. Каждому блоку соответствует подбор тем, уместных в данном блоке. Задания от блока к блоку усложняются. Например, блок «Слово» состоит из следующих тем: «Речевое дыхание и слитность», «Голос», «Словесное ударение и ритм», «Темп», «Интонация», а блок «Текс» соответственно из тем: «Речевое дыхание, слитность и паузы», «Словесное ударение», «Логическое ударение», «Темп», «Интонация». Таким образом, система, будет иметь двухступенчатый дифференцированный подход, и что, особенно важно, будет способствовать мотивации . Хочется также отметить, что вся работа носит экспериментальный характер, и задания корректируются и совершенствуются мною по мере апробации их на уроках.

Вот аким образом я и реализую дифференцированный подход в формировании произносительной стороны речи посредством использования на занятиях электроакустического верботонального аппарата индивидуального пользования ССД-1 и лингводидактического комплекса.

Результатом реализации данного подхода я считаю желание учеников 1-х классов посещать занятия, их активность и работоспособность при выполнении разно уровневых заданий, и самое главное, положительная оценка динамики произносительных навыков моих учеников в 1б и 1в, учителями и воспитателями данных классов.