Ракета космос мечты

Тема: «Ракета, космос, мечты».

Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи:

 познакомить с историей создания ракетной техники;

познакомить с историей возникновения государственного праздника.

 развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,

 воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну, за Родину

 обучать активности, коллективизму.Оборудование:презентация, ноутбук, проектор; 2 газеты; карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

I. Организация класса.

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю Вам самим догадаться, о чём будет наш сегодняшний классный час. А для этого отгадайте загадки:

Из какого ковшаНе пьют, не едят,А только на него глядят? (Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит.Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

В дверь, в окноСтучать не будет,А взойдетИ всех разбудит. (Солнце)

У бабушки над избушкойВисит хлеба краюшка.Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды) 

В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его — полоска света, А зовут объект… (Комета)

Все загадки отгадали, так о чём мы будем сегодня говорить? Верно, о небе, о космосе и обо всём, что с ним связано.

II. Постановка темы и цели занятия.

Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. А тема нашего классного часа: «Ракета, космос, мечты».

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо.

Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения — небо. Но как?

Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление — крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.

И вот 53 год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт — такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин.

В глубины бесконечной дали,Что мы Вселенною зовём,Галактик звёздные спиралиПлывут, в величии своём.

В том сил небесных проявленье,Но мы не в силах их понять.Отсюда звёзд обожествленье,Ведь нам фантазий не унять.

Имён из мифов в хороводеСозвездий, звёзд или планетНе счесть на нашем небосводе.А может, боги дарят свет,

Чтоб этой дивной красотоюВоображение будить,И чтобы лунною тропоюНа Землю ночью приходить…

Богаченко Татьяна.

Учитель: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.

Даются названия команд («Ракета», «Корабль») Словарная работа.

Учитель: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе. Наш отряд юных космонавтов состоит из двух экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!

(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Земляне». Все дети выполняют физические упражнения под команды учителя.)

Учитель: Но чтобы лететь, нам нужен космический корабль.

Конкурс 1.

Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу). Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные. Задача: как можно быстрее собрать рисунки.

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием!

Учитель: Дети, а вы знаете, кто создал проект космической ракеты?

Это был Константин Эдуардович Циолковский. В детстве он почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. К.Э. Циолковский сделал ряд важных открытий в аэродинамике, дирижаблестроении. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, создал проект многоступенчатой космической ракеты. Нашел ряд важнейших инженерных решений жидкостного ракетного двигателя.

Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?

Дети: В скафандры.

Учитель: Правильно. А где ваши скафандры?

Конкурс 2. Из геометрических фигур нарисовать скафандр.

Живем мы на нашей планете

В такой замечательный век!

И первый из первых в ракете

Наш русский летит человек!

Не с целью разведки военной,

На сверхскоростном корабле

Летел он один во Вселенной,

Чтоб снова вернуться к земле! (Сергей Михалков)

Учитель: Дети, а слышали ли вы о Сергее Павловиче Королёве? Кем он был?

Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько планет в Солнечной системе?

Конкурс 3. Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей. (Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)

Учитель: А как располагаются планеты солнечной системы? Это покажут наши космонавты.

Они должны разложить планеты по порядку и прочитать свой девиз.

(Командам раздаются листы с названием планет. На обороте каждого листа – слово из девиза)

Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.

Только сильных звездолет может взять с собой в полет.

Учитель: И всё же ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Затем 3 ноября 1957 года в космос полетела собака по кличке Лайка. 19 августа 1960 года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений. А в марте 1961 года в космическом полете оказались другие путешественники – Чернушка и Звездочка.

Утро 12 апреля 1961 г. для миллиардов жителей Земли начиналось, как обычно. Лишь несколько человек знали, что этот день откроет эру полетов людей в космос. В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». На его борту находился первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». 

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см. Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».

Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

Юрий Гагарин

Спросил я у папы однажды:

«А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю…»

И папа тогда мне ответил:

«Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил».

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он — космонавт, первым вышедший к звездам!

Герман Степанович Титов был дублером Ю. Гагарина. Совершил полет на корабле «Восток – 2», став вторым космонавтом Земли. Полет Юрия Гагарина дал толчок к дальнейшему освоению космоса. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну и Венеру и привезли оттуда образцы грунта.

16 июня 1963 года на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток – 6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Ее корабль «Восток – 6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился. В полете ей присвоили позывные «Чайка».

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли бы работать сразу несколько космонавтов. Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «…нельзя же вечно жить в колыбели!» Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса и уже сейчас появились первые космические туристы!

Физкультминутка.

Учитель: Ну, а теперь, ребята, прежде чем продолжить наш классный час давайте немного отдохнём.

Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет — опоздавшим места нет!»

После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете. Игру начинать только по сигналу учителя.

Конкурс 6. /С болельщиками/

Разгадать кроссворд.1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.2. Её видно только ночью.3. Самая большая планета.4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.6. На каком космическом корабле Ю. Гагарин побывал впервые в космосе.7. Спутник Земли.8. Летательный аппарат инопланетян.

Учитель: Молодцы! А у вас есть мечты? Давайте запишем их на листочках и положите их в один большой конверт. Это письмо мы отправим в центр полёта космонавтов.