Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие

Районная научно-практическая конференция школьников

Секция БИОЛОГИИ

Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение

МКОУ Александровская ООШ

Маслянинского района Новосибирской области

Работу выполнили

Слонова Наталья

и Дудкина Елена

Руководитель:

Морозова Елена Александровна

учитель биологии и химии

2013г.

Оглавление

Введение 3-4

І. Закономерности роста и развития младших школьников. 5-6

ІІ. Исследование. 7

Заключение. 8

Приложение. 9-18

Литература. 19

2

Введение

Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него условий внешней среды (здоровье родителей, особенности течения беременности и родов, микроклимат семьи, домашние условия, условия общественного воспитания, обучение, организация занятий и отдыха, гигиенические условия, загрязнения окружающей среды и т.д.).

Состояние здоровья отражается на уровне психического и физического развития, а значит, развитие детей одного возраста будет различным.

Учёными доказано, что дети одного паспортного возраста могут иметь разный уровень биологической зрелости – биологический возраст.

У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает или отстаёт от календарного.

Актуальность:

В последнее время очень большое количество детей рождается не здоровыми, что сказывается на обучении успеваемости ребёнка в школе. Таким детям необходим индивидуальный подход. Существует множество методик по выявлению ослабленных детей. Некоторые учёные предполагают, что несоответствие биологического и календарного возраста оказывает неблагоприятные условия на здоровье и обучение детей в школе.

Гипотеза:

Существует ли несоответствие биологического и календарного возраста и оказывает ли влияние это несоответствие на здоровье и обучение детей в школе.

Предмет исследования: биологический возраст.

Объект исследования: учащиеся 1- 4 классов.

Методы исследования: наблюдение, архивный, исследовательский, аналитический.

3

Нас заинтересовала проблема несоответствия биологического и календарного возраста и влияние этого несоответствия на обучение школьников.

Свои исследования мы отразили в работе, которая проходила в 2 этапа.

Цель 1 этапа работы: выявление несоответствия биологического и календарного возраста.

Цель 2 этапа работы: выявление влияния этого несоответствия на обучение ребят в нашей школе (1 ступени обучения).

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме исследования;

Выявить несоответствие биологического и календарного возраста в школе;

Определить влияние этого несоответствия на обучение детей в школе;

Обобщить полученные данные в ходе двух исследований;

Сравнить наши полученные данные с научными.

Разработать рекомендации для решения проблемы;

Довести до сведения администрации школы и родителей результаты исследования и рекомендации.

Этапы исследования:

Ι этап

Изучение теоретического материала;

Исследование соответствия биологического и календарного возраста обучающихся 1 ступени в школе;

Постановка и осмысление проблемы;

ΙΙ этап

Исследование влияния несоответствия биологического и календарного возраста на обучение в школе;

Анализ полученных результатов;

Обобщение хода и результатов исследования;

4

Сравнение полученных данных исследования с научными

Разработка рекомендаций для решения проблемы;

Практическое использование данных исследования.

Ι. Закономерности роста и развития

Каждому возрасту свойственны определённые морфофункциональные особенности, при этом проявляются половые и индивидуальные различия. Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основание для введения такого понятия, как биологический возраст (БВ).

Биологический возраст — понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом.

Биологический возраст — фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основными критерии биологического возраста являются морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические.

У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстаёт от него.

Учёными доказано, что ускоренный темп индивидуального развития встречается у обучающихся реже, чем замедленный (от 13 до 20 %- статистические данные по России). Опережающее развитие у девочек наблюдается чаще, чем у мальчиков. Отставание биологического возраста у детей сочетается со снижением антропометрических показателей и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сосудистой систем.

По степени биологического созревания школьников одного паспортного возраста можно разделить на 3 группы: 5

1)    биологический возраст отстает от паспортного;

2)    биологический возраст соответствует паспортному;

3)    биологический возраст опережает паспортный возраст.

Наиболее заметные изменения работоспособности и состояния здоровья наблюдается у детей с резким отставанием биологического возраста (3-4 года), причинами которого может быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте, несбалансированное питание. Известно также отрицательное влияние неблагоприятных социальных условий микросреды (безнадзорность, пьянство родителей) на темп биологического развития ребёнка.

Необходимо различать задержки биологического и психического развития.

Задержка биологического развития может существовать независимо от психологического и нередко представляет собой вариант развития в пределах нормы. Дети с замедленным и ускоренным темпами роста и развития нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и индивидуальном педагогическом подходе.

Показателями биологического возраста детей-дошкольников и младших школьников являются:

Показатели роста.

Результаты филиппинского теста.

Степень зубной зрелости.

6

ΙΙ. Исследование

Нас очень заинтересовала проблема несоответствия биологического

возраста и календарного возраста и влияние этого несоответствия на обучение детей нашей школы. Для изучения и исследования данной темы мы выбрали следующие показатели биологического возраста:

показатели роста;

результаты филиппинского теста;

степень зубной зрелости.

Эти показатели очень хорошо можно отследить в младшем школьном возрасте (7-11). В исследовании приняли участие обучающиеся 1-4 классов. В результате обследования обучающихся был определен рост, степень зубной зрелости (приложение 1), выявлены результаты филиппинского теста (приложение 2, 3), проведены сравнения с возрастно-половыми оценочными таблицами (приложение 4). Данные обследования занесены в таблицу (приложение 5) и был проведен анализ полученных данных.

7

Анализируя полученные результаты исследования, выяснилось, что из 17 обследуемых 11 имеют отставание биологического возраста, у 6 обучающихся биологический и календарный возраст совпадают, опережения календарного возраста ни у кого не наблюдалось. У детей с задержкой биологического возраста наблюдается отставание по показателям успеваемости и ухудшение здоровья. ( Приложение 4).

Таким образом, при анализе полученных результатов в ходе исследования, можно сделать вывод, что дети одного паспортного возраста могут иметь разный уровень биологической зрелости и умственной подготовленности. О чём свидетельствуют трудности при выполнении учебных программ.

Заключение

Каждому возрасту свойственны определённые морфофункциональные особенности, при этом появляются половые и индивидуальные различия. Значительные изменения в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст.

У большинства детей биологический возраст совпадает с календарным, ускоренный темп развития у обучающихся встречаются реже, чем замедленный (из 17 обследуемых нашей школы: 6 человек — биологический возраст соответствует календарному, 11 — наблюдается отставание биологического возраста от календарного).

Отставание биологического возраста у обучающихся сочетается с отставанием ростовых показателей, наличием постоянных зубов, низкой работоспособностью, успеваемостью, ухудшением здоровья, низкой адаптацией в классе. При анализе медицинских данных у этих детей выявляются факторы риска, способствующие замедленному развитию: недоношенность, частые острые заболевания в раннем возрасте, анемия, рахит, алкоголизм родителей.

Для того чтобы обучающиеся с отставанием биологического возраста могли усвоить программу начальной школы, необходимы следующие рекомендации.

( Приложение 6) 8

Приложение 1

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов [ 2]

Возраст в годах

Пол

Мальчики

Девочки

5.5

от 0 до 3

от 0 до 5

6.0

1-5

1-6

6.5

3-8

3-9

7.0

5-10

6-11

7.5

8-12

8-13

8.0

8-14

11-14

8.5

11-17

12-17

9.0

12-17

12-18

9.5

12-18

13-19

10.0

14-21

15-22

10.5

15-22

16-24

11.0

16-24

18-25

11.5

18-26

21-27

12.0

21-27

22-28

12.5

25-29

26-29

9

Приложение 2

Филиппинский тест

(для детей от 6 до 11 лет)

Необходимо пальцами правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании, перекрыть левую ушную раковину. Если это требование выполняется, то, в совокупности с другими тестами биологический возраст совпадает с календарным (рис б). А если требование не выполняется, то биологический возраст отстает от календарного (рис а). [2]

Рис а Рис б

10

Приложение 3

11

12

Приложение 4

Таблицы оценки физического развития детей 6-11 лет

Границы норм массы тела (веса) в зависимости от роста для детей 6 лет

Варианты роста

Мальчики

Девочки

рост (см)

вес (кг)

рост (см)

вес (кг)

Ниже среднего

107

15,7-21,7

108

15,9-21,9

108

16,1-22,1

109

16,3-22,3

109

16,5-22,5

110

16,7-22,7

110

16,8-22,8

11

17,1-23,1

111

17,3-23,2

112

17,5-23,5

Средний

112

17,6-23,6



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст