Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов

Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.

Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Я вас любил…» и

М.Ю.Лермонтова «Нищий».

Цели:1) обучение основам сравнительного анализа стихотворений

2) освоение литературоведческой терминологии, умения работать в группе

3) воспитание на примере лирического героя А.С.Пушкина.

Наглядность, оборудование: распечатанные тексты 2-х стихотворений,

прослушивание музыкального отрывка К.Сен-Санса

«Лебедь»

Ход урока:

1.Установка на восприятие. Прослушивание музыкального отрывка К.Сен-Санса

«Лебедь».

2.Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина учителем или специально подготовленным учеником.

А.С.Пушкин.

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

3.Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова учителем или специально подготовленным учеником.

М.Ю.Лермонтов.

Нищий.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

Но кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

4.Беседа.

- О чем эти стихи? Какое чувство, переживание испытывает лирический герой? Что объединяет эти два стихотворения? (Оба стихотворения о неразделенной любви).

- А чем различаются эти стихи?

Пушкинское стихотворение светлое, жизнелюбивое, несмотря на неразделенное чувство. Лирический герой благодарен своей возлюбленной за то, что мог любить ее. Он желает ей счастья, хотя боль и страдание еще не угасли, не совсем отошли в прошлое. Больше всего он ценит счастье и спокойствие любимой («…я не хочу печалить вас ничем»). Страдание, перенесенное лирическим героем, очистило, возвысило его. Он любил тихо, «…безмолвно, безнадежно…»

Лермонтовское же стихотворение безысходно, трагично, пессимистично. Лирический герой, казалось, утратил веру не только в любовь, но и в светлые, добрые начала в человеке:

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

- Каков же образ возлюбленной лирического героя?

Возлюбленную лирического героя Пушкина ученики характеризуют как девушку, не разочаровавшую его, достойную «поклонения», уважения, как идеал возлюбленной, которому он, вероятно, долго еще будет «поклоняться».

Возлюбленная же лирического героя Лермонтова детям представляется холодной, эгоистичной, бездушной, которая не оценила пылких чувств юноши:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою…

- Какой, по вашему мнению, должна быть любимая девушка? Как нужно вести себя девушке, да и юноше тоже, если ей (ему) признались в любви?

Ученики, как правило, сходятся во мнении, что девушка в моральном отношении должна быть похожа на лирическую героиню А.С.Пушкина. Отвечая на второй вопрос, дети отмечают, что услышать (или прочитать, почувствовать признание в любви в свой адрес) – это величайшее счастье в жизни. Если ребята не могут сформулировать, выразить эту мысль, учитель должен помочь им в этом. О таком признании мечтает каждый. Однако нужно отметить, что часто можно услышать такое признание не от того, от кого хотелось бы. Как нужно вести себя в такой ситуации? Мнения могут разделиться. Но все-таки большинство учеников приходят к выводу, что необходимо бережно и трепетно относиться к проявлению такого хрупкого и ранимого чувства, как любовь, уметь быть благодарным за любовь.

- Каковы композиционные особенности этих стихов?

Композиция пушкинского шедевра основана на «плавной» градации (усилении чувства). Троекратный повтор признания («я вас любил…») также дополняет, усиливает этот прием и создает светлое, чуть печальное, возвышенное состояние души.

Композиция стихотворения юного Лермонтова (он создал его в 16 лет) основана на антитезе и сравнении. Противопоставляются мольба героя о любви « с слезами горькими, с тоскою.., чувства лучшие…» обману; просьба нищего о подаянье, живая мука его взора, протянутая им рука и камень, положенный в эту руку.

Потрясающе эффектно, выразительно и точно сравнение обманутой любви лирического героя с унижением обездоленного, страдающего нищего.

5. Работа в группах.

Класс делится на несколько групп: троповедов, стиховедов, фонологов, лексикологов и лингвистов. Каждая группа имеет свою задачу.

1) Троповеды выясняют, что в пушкинском творении эпитеты представлены в грамматической форме наречий: «безмолвно», «безнадежно», «искренно», «нежно», благодаря которым мы осознаем благородство и возвышенность чувств лирического героя. Удивляют легкость, прозрачность, «неслыханная простота» (Пастернак) стиля А.С.Пушкина, краткость, малый объем, цельность переживания, «бесхитростность» в художественном отношении (тропы и риторические фигуры, практически, отсутствуют).

Эпитеты лермонтовского творения («святой обители», «бедняк иссохший», «живую муку», «слезами горькими») подчеркивают экспрессию, силу в выражении чувств, остроту переживаний, страданий лирического героя.

2) Стиховеды определяют размер стихов, способы рифмовки и окончания. Стихотворение Пушкина написано сочетанием 5-тистопного и 6-стистопного ямба — это располагает к спокойствию, умиротворенности. В стихотворении Лермонтова – 4-хстопный ямб, оно более резко, отрывисто. В обоих стихах перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний.

3) Фонологи обращают внимание на обилие в пушкинском творении звука [л],сонорных [н], [м]. Все это способствует передаче нежных, ласковых чувств. У Лермонтова же, напротив, делается акцент на звуках [р], [т], [с], [ч], [к], передающих состояние разочарованности, тоски.

4) Лексикологи и лингвисты отмечают, что поскольку в стихотворении Пушкина внутреннее напряжение уже пережито, произведение является лирическим монологом в форме воспоминания: большинство глаголов в форме прошедшего времени. Здесь нет пейзажа, мира вещей, примет внешности. Это чистое выражение душевного переживания. Ритмические паузы совпадают с логическими. Лексика нейтральная.

В лермонтовском стихотворении поступок лирической героини оценивается лирическим героем как предательство, поэтому этот обман сравнивается с попранием основ христианской нравственности (кощунство по отношению к нищему). Отсюда – торжественность, приподнятость лексики – использование старославянизмов («у врат обители святой», «подаянья», «глада»; высоких слов («просящий», «бедняк иссохший, чуть живой», «жажды и страданья», «взор») и т. д.; инверсии: «с слезами горькими» и др. Также используется экспрессивная лексика: « обмануты навек тобою» и др.

6. Подведение итогов. Заключительная беседа.

— Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения?

— Что тронуло вашу душу?

7. Домашнее задание:

Записать свои впечатления от знакомства со стихами в виде мини-сочинения.

Послесловие.

Безусловно, подобный анализ возможен лишь с помощью учителя. Но дети должны учиться постигать язык высокой поэзии.

Нужно также отметить, что в данной разработке и почти во всех других используется так называемый «имманентный» анализ лирического произведения, т. е. анализ, не выходящий за пределы того, о чем прямо сказано в тексте (без биографических сведений об авторе, исторических сведений об обстановке написания и т.д.).

Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.

Тема: Анализ стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…».

Определение олицетворения как вида тропа.

Цели: 1) обучение навыкам анализа лирического произведения, определение

олицетворения как вида тропа

2) освоение литературоведческой терминологии, развитие умения

рассуждать, делать выводы

3) воспитание интереса к поэзии, любви к природе.

Наглядность, оборудование: распечатанные тексты стихотворения «По горам

две хмурых тучи…»; иллюстрации к

стихотворению; рисунки, выполненные учениками.

Ход урока:

1.Выразительное чтение стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником.

А.П.Полонский.

* * *

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

2. Беседа.

— Что удивило, поразило вас в этом стихотворении?

Явления природы как живые.

— С помощью чего передает это Полонский?

Он использует олицетворение.

— Давайте вспомним определение олицетворения.

Олицетворение – это вид тропа, перенос свойств человека на неодушевленные

предметы.

— Приведите примеры использования поэтом олицетворения.

«…тучи…блуждали… сползали…сошлись – не уступили…».

— Как изменяется настроение в стихотворении?

Начало напряженное, с тяжелого предчувствия, тревоги.

— Когда наступает самый напряженный момент?

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось.

— В каких звуках речи передано противоборство?

Грянул гром

Яркой молнии ударом – (аллитерация).

— Что противопоставлено в стихотворении?

Тучи и скала. То есть композиция произведения основана на антитезе.

— А может быть эхо? Каким образом?

Эхо засмеялась, скала – стоном жалобно сказалась. Скала «помирила» тучи.

— А какие звуки здесь использует поэт?

«Протяжным стоном», «улеглись и обомлели»

— Какое настроение в финале стихотворения?

Умиротворенность, успокоенность.

— Какое слово здесь является ключевым?

«Обомлели».

3. Работа со словарем С.И Ожегова.

«Обомлеть» в значении «млеть» — замирать,

быть в томном состоянии от какого-нибудь переживания, волнения.

4. Заключение.

— Чем вам понравилось стихотворение Я.П.Полонского?

Оно доброе, задушевное, спокойное.

Аполлон Григорьев писал о Полонском, что его отличало умение подмечать почти неуловимое в природе, «полнейшее, почти непосредственное слияние с нею…»

5.Самостоятельный анализ стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы» (в сокращении).

Примерный порядок разбора:

— Какое чувство, переживание лежит в основе стихотворения?

— Хочется вам спеть стихотворение, нарисовать иллюстрацию или

промаршировать?

— Какова композиция (построение) стихотворения?

— Какие вы обнаружили тропы и другие художественно-изобразительные

средства?

— Определите размер стихотворения, особенности рифмы и окончания.

— Обратите внимание на звукопись.

— Сделайте вывод, подведите итоги.

6.Домашнее задание: завершить анализ.

Урок литературы в 5-ом (6-ом) классе.

Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Туча» и

М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Цели: 1)Обучение основам сравнительного анализа лирических произведений,

формирование начальных представлений о творческой индивидуальности,

об особенностях стиля, творческой манеры А.С.Пушкина и

М.Ю.Лермонтова.

2)Освоение литературоведческой терминологии.

3)Воспитание интереса к жизни и творчеству поэтов.

Наглядность, оборудование: иллюстрации к стихам, рисунки детей; распечатанные

тексты стихов; подбор музыкальных отрывков

(музыка П.И.Чайковского, М.И.Глинки и др.).

Ход урока:

Предварительная работа.

Дома ученики должны прочесть самостоятельно стихи и по группам:

— передать свои впечатления в рисунках

— подыскать иллюстрации к стихам

— подобрать музыкальные отрывки.

1.Выразительное чтение стихов учителем или заранее подготовленным учеником.

А.С.Пушкин.

Туча.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

М.Ю.Лермонтов.

Тучи.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст