Рабочие программы по чтению и письму для 6 класса

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г.

«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

Учебного плана Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы-интерната №8 г. Саяногорска по программе VIII вида для детей с нарушением интеллекта.

Примерной программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.

УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников.

2. Цель обучения – совершенствование техники чтения (осознанности, беглости, выразительности); развитие связной устной и письменной речи.

Задачи:

— образовательные:

формировать навык осознанного, беглого и выразительного чтения вслух и «про себя» в соответствии с нормами литературного произношения, выполняя задания;

выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения;

учить подробному и сжатому пересказу текста, используя слова и выражения из текста;

учить называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;

учить делить текст на части, озаглавливать части текста, составлять под руководством простой план, пересказывать прочитанное по составленному плану;

совершенствовать работу по выполнению различных заданий к тексту.

- коррекционные:

способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал;

корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);

развивать навыки речевого общения;

работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения;

развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании.

- воспитательные:

воспитывать интерес к русской литературе;

формировать навыки самоконтроля;

воспитывать нравственные качества (любовь к малой родине, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).

3. Общая характеристика учебного предмета.

Чтение и развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса чтения и развития речи обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Именно эти уроки дают учителю наибольшие возможности в подборе различных заданий для речевого развития обучающихся с нарушением интеллекта, создают условия для общения учеников, как с учителем, так и с одноклассниками в процессе обсуждения литературного произведения.

Исходя из этого, программный материал помогает обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

4. Место предмета в учебном плане.

Количество часов в неделю-4 часа; общее количество часов в год -136 часов.

5. Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе.

Все обучающиеся учатся в данном классе по решению ПМПК. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических функций у обучающихся индивидуален: разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Поэтому программный материал подбирается с учётом психофизических особенностей обучающихся индивидуально.

У обучающихся имеются фонематические нарушения в большей или меньшей степени. Страдают все стороны речи — фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая. Особую трудность вызывает работа, требующая изложения мыслей правильно и последовательно. Пересказ текста требует дополнительных вопросов или плана. Поэтому подбираются произведения доступные для данной категории детей, большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

Ведущим принципом в программе является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся недостатков общего, речевого развития.

Для преодоления недостатков на каждом уроке планируется различная коррекционно — развивающая работа: речевая гимнастика (скороговорки, пословицы), упражнения на расширение словарного запаса (объяснение новых слов, понятий, выражений), работа над лексико – грамматическим строем речи (правильным построением предложений, полными ответами на вопросы, формулировкой вопросов); упражнения: «Буксир», упражнения, вырабатывающие внимание к слову, «Чтение с ошибкой»; игры: «Дополни характеристику героя», «Дай описание героя», работа над выразительностью чтения, речевая гимнастика.

6. УМК:

- Базовый учебник: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина.- Чтение: учебник для 6-го класса специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.- М.: Просвещение, 2007г.

Основное содержание

Примерная тематика:

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения:

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.

Чтение про «себя» с выполнением заданий. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Выделение главной мысли произведения и деление текста на части с помощью учителя. Пересказ по плану. Определение основных черт характера действующих лиц. Самостоятельное чтение с выполнением различных заданий. Заучивание наизусть 8 стихотворений.

Внеклассное чтение:

Урок проводится 1 раз в месяц. Систематическое чтение детской художественной литературы, детских журналов. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя.

Формирование читательской самостоятельности обучающихся. Выбор и чтение книги на заданную тему в школьной библиотеке. Беседы о прочитанном в классе.

Учебно-тематический план по чтению и развитию речи, 6 класс

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

Примечание.

1

По В. Пескову « Отечество».

2

М. Ножкин «Россия» (наизусть).

3

М Пришвин « Моя Родина».

4

В Бианки «Сентябрь».

5

Внтение. Встреча с поэтом, стихи о моём городе.

6

И. Бунин « Лес, точно терем расписной», (наизусть).

7

Ю.Качаев «Грабитель».

8-9

Б. Житков «Белый домик».

10-11

А.Белорусец «Звонкие ключи» 1-2 части.

12-13

А.Белорусец «Звонкие ключи» 3-4 части.

14-15

К. Паустовский « Заячьи лапы».

16,17

К. Паустовский « Заячьи лапы».

18

Обобщающий по произведению К. Паустовского.

19

И. Тургенев «Осенний день», (наизусть).

20-21

Е. Носов « Хитрюга».

22

В.Бианки «Октябрь».

23

Уст. сочинение «Осень в родном крае».

24

Вн. чтение. Мифы древних славян.(Лит-ра,6кл.,ч.1).

25

С. Михалков «Будь человеком».

26

Б.Заходер «Петя мечтает» (наизусть).

27

По Д. Биссету «Слон и муравей».

28

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

29

Д. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

30-31

Д. Родари «Пуговкин домик».

32

« Илья Муромец» — отрывок из былины.

33

Ф. Глинка «Москва»

34

В. Бианки «Ноябрь».

35

По С. Аксёнову «Без Нарвы не видать моря».

2 ЧЕТ.

36

По С. Алексееву «На берегу Невы».

37

По С. Алексееву « Медаль».

38

По С. Алексееву « Гришенька».

39

40

По Е. Холмогоровой « Серебряный лебедь».

По Е. Холмогоровой « Серебряный лебедь».

41

По Е. Холмогоровой « Боевое крещение».

42

Вн. чтение. А.Я.Яшин «Спешите делать добро»,( с.103-105,ч.2)

43

С. Алексеев «День рождения Наполеона».

44

С. Алексеев « В дни спокойные».

45

Урок – викторина «Герои давних лет».

46,47

По Н. Носову « Как Незнайка сочинял стихи».

48-49

Е. Пермяк «Тайна цены».

50

«Здравствуйте» перевод Д. Гальпериной.

51

В Бианки « Декабрь».

52

Е. Благинина « Новогодние загадки».

53

А Никитин « Встреча зимы».

54

А. Дорохов « Тёплый снег».

55

А. Пушкин «Вот север тучи» (наизусть).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст