Рабочая программа по химии для обучающихся 10 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1» Ключевского района Алтайского края

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_______________Г.В.Старкова

Протокол № ___ от «___» августа 2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____от «___» сентября 2012 г.

Рабочая программа по

ХИМИИ

(для обучающихся 10 кл.)

Базовый уровень (34 часа в год, 1 час в неделю)

2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Гузея Л.С., Сорокина В.В. Химия. 10-11 классы/ состузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия, 10 класс.-2-е изд.- -М.: Дрофа, 2001.-240 с.

Составитель: Видершпан И. П., учитель химии

высшей квалификационной категории

Ключи 2012

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа 10 класса разработана

— в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по химии и базисными учебными планами.

— авторской программы Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Л.С.Гузей, В.В.Сорокина, Программа курса химии для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003).

Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных — 3 часов, практических работ -часов.

Курс предполагает знание о веществе и реакции. Цель программы – дать учащимся правильные представления о реальном веществе и реальных условиях протекания химических реакций, сопровождающих человеческую деятельность.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоения знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитания убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы и методы, технологии обучения

В методике обучения химии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, демонстрации, лабораторные опыты, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике химии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ – это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа – учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, демонстрации химического взаимодействия веществ, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении химии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися химической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный с использованием химического эксперимента, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических работ и лабораторныхопытов, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах

В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках химии используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа; во время тематического контроля – тестирование, самостоятельная работа, зачёт; итоговый контроль проводится с использованием письменного тестирования, выполнения контрольной и практической работ

Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом:

Для  учителя:

Суровцева Р.Р., Гузей Л.С., Лысова Т.Г. Методическое пособие. «Химия 10-11 классы». — М.: Дрофа, 2000.

Габриелян О.С., Лысова Т.Г. Химия (методическое пособие 11 класс) — М.: Дрофа,2004

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11 класс — М.: Просвещение, 2000

Гарра Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2001

Цветкова Л.А., Иванова Р.Г.Общая методика обучения химии, — М.: Просвещение, 1981

Иванова Р.Г., Осокина Г.П. Изучение химии в 9-10 класс. — М.: Просвещение, 1983

Верховский В.Н., Смирнов В.Н. Техника химического эксперимента. 1,2 тома. — М.: Просвещение, 1975

Васильева З.Г., Грановская А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. — Ленинград: Химия, 1986

Назарова Т.С., Грабецкий А.А. Химический эксперимент в школе — М.: Просвещение, 1987

Хомченко Г.П., Платонов Ф.П. Демонстрационный эксперимент по химии — М.: Просвещение, 1978

Богданов Н.Н. Лабораторные работы 9-11 класс.- М.: Астрель АСТ, 2001

Для учащихся:

1. Учебник Л.С. Гузей, В.В. Сорокин. Химия. 10 кл. – М.: Дрофа, 2001 год.

Дополнительная литература:

Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11 класс. — М.: Новая Волна, 2002

Хомченко И.Г. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих. — М.: Новая Волна,1999

Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф. Г. Решение задач. — М.: Дрофа» 1999

Насонова А.Е. Химия в таблицах 8-11 класс — М.: Дрофа, 2000

Еремин В.В. Химия в формулах 8-11 класс — М.: Дрофа, 2001

Гаршин А.П. Неорганическая химия (в схемах, рисунках, таблицах, в химических реакциях) Сант-Петербург * Москва*Краснодар* Лань, 2003

Шипуло Е.В. Справочник школьника — М.:Слово,1999

Бусев А.И., Ефимов П.П. Определения, понятия, термины по химии.- М.: Просвещение, 1985

Цифровые образовательные ресурсы:

Уроки химии Кирилла и Мефодия 8-9 класс ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Общая и неорганическая химия, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001

Химия для всех – XXI (решение задач), Образовательная коллекция SPLINT, 2004

Химия 8-11 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2003

Виртуальная лаборатория 8-11 класс, Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004

Химикус

Тематический план

учебного предмета «Химия»

(вариант: 1 ч в неделю; 17 учебных недели)

№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Другое

Приме

чание

1

Повторение

2

2

VIIА и VI А группы периодической системы

11

Опыт № 1. Удаление пятен иода с тканей.

Опыт № 2.Качесвенные реакции

на хлорид-, бромид-, иодид-ионы.

Опыт № 3.Окисление бромид- и

хлорид-ионов хлором в присутствии

органического растворителя.

Опыт № 4. Гидролиз сульфидов.

Опыт № 5. Получение кислорода

из пероксида водорода.

Опыт № 6. Изучение свойств

соединений серы (IV).

Опыт №7-а. Изучение свойств

серной кислоты.

Опыт 7-б. Изучение свойств серной кислоты.

Практ.раб. №1. Установление формулы кристалло-гидрата по данным анализа

Контрольная работа № 1

Промежуточное тестирование №1

3

VА группа периодической системы

6

Опыт № 9. Взаимодействие

солей аммония со щелочами.

Опыт №10.

Возгонка хлорида аммония.

Опыт № 11. Растворимость фосфата,

гидрофосфата и дигидрофосфата

кальция в воде.

Опыт №12. Гидролиз солей

фосфорной кислоты.

Практ.раб. № 2. Решение экспе-риментальных задач по темам

2 и 3.

4

IV А группа

периодической системы

3

Опыт № 14. Изучение свойств

гидрокарбоната натрия

Опыт № 15. Качественная

реакция на карбонат –ион.

Опыт № 18. Вытеснение оксидом

углерода (IV) кремневой кислоты

из ее солей.

Опыт № 16. Гидролиз карбонатов

и силикатов.

Опыт № 17. Изучение свойств

соединений углерода

Контрольная работа № 2

5

III А — I А группы

периодической системы

5

Опыт № 21. Изучение свойств

соединений алюминия.

Опыт № 23. Адсорбционные

свойства гидроксида алюминия.

Опыт № 22 Гидролиз солей

алюминия.

Опыт № 24. Распознавание по

окраске пламени солей натрия

Опыт № 25.Окрашивание пламени

солями щелочноземельных металлов.

Опыт № 27. Изучение растворимости

карбоната гидрокарбоната в воде.

Пр. раб № 3.

Определение

жесткости

воды

Контрольная работа № 3

6

d-элементы периодической системы

6

Опыт № 30. Изучение гидроксида

меди (II) и его свойств.

Опыт № 31.Окрашивание

пламени солями меди.

Опыт № 32.Гидролиз солей меди (II).

Опыт № 33.Разложение малахита.

Опыт № 34. Получение сульфата

тетраамминмеди (II).

Опыт № 35.Изучение химических

свойств соединений цинка

Опыт № 36. Получение гидрооксида

хрома (II), изучение его свойств.

Опыт № 38. Перевод хроматов в

дихроматы, дихроматов в хроматы.

Опыт № 39. Взаимодействие

хромата калия с хлоридом бария.

Опыт № 40. Окисление ионов

Mn+2 до ионов Mn+4.

Опыт № 41.Получение гидроксида

железа (II) и изучение его свойств.

Опыт № 42.Получение гидроксида

железа (III) и изучение его свойств.

Пр. раб № 4. Решение эксперимента-



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст