Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор МОБУ СОШ

________________ МОБУ СОШ с.Наумовка с. Наумовка

Протокол №____ Богданова Э.Ф. _______ Сергеев А.П.________

от «___»_______ 2012г. «___»________2012г. Приказ №__

от «___» ___________2012г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(Профильный уровень)

на 2012-2013 учебный год

10 класс

Социально-экономический профиль

Составила: Учитель истории и обществознания

Ионцева Ольга Михайловна

Срок реализации программы: 1 год

Наумовка,2012г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы «Обществознание.10—11 классы, профильный уровень» (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук («Просвещение».2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: 25 часов резервного времени использованы для проведения практических работ, семинарских занятий.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса:

развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;

развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;

освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.

Формы организации учебного процесса:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

содержания;

обучающих средств;

методов обучения.

Виды учебных занятий: проблемный урок, урок-исследование, лекция, урок-размышление, практическое занятие, семинарское занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование, семинарские занятия, и т.п. в рамках урока.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ ( тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (105 ЧАСОВ)

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 ч)

Наука и философия. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Древние мыслители о мире и человеке. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Из истории русской философской мысли. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Урок повторения и обобщения «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» (1 час)

Тема 2. Общество и человек (26 ч)

Происхождение человека и становление общества. Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Сущность человека как проблема философии. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

Общество и общественные отношения. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Типология цивилизаций. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Обобщение по теме: Общество и человек

Тема 3. Деятельность как способ существования людей (9 ч)

Деятельность людей и ее многообразие. Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

Содержание и формы духовной деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Обобщение по теме: Деятельность как способ существования людей

Тема 4. Сознание и познание (14 ч).

Проблема познаваемости мира. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Многообразие путей познания мира. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Знание и сознание. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

Самопознание и развитие личности. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Обобщение по теме: Сознание и познание

Тема 5. Личность. Межличностные отношения (32 ч)

Индивид, индивидуальность, личность. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Возраст и становление личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

Общение как обмен информацией. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как понимание. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

Групповая дифференциация и лидерство. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Семья как малая группа. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт в межличностных отношениях. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Повторение 5 часов

Календарно-тематическое планирование (105 часов)

п/п

Тема

Кол-во час.

Планир.

дата

Фактич.

дата

Примечание

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 ч)

1

Наука и философия

1

4.09

§1

2

Наука и философия

1

5.09

§1

3

Наука и философия

1

6.09

§1

4

Древние мыслители о мире и человеке.

1

11.09

§2

5

Древние мыслители о мире и человеке.

1

12.09

§2

6

Древние мыслители о мире и человеке

1

13.09

§2

7

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

18.09

§3

8

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

19.09

§3

9

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

20.09



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст