Рабочая программа по литературе 9 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета Литература составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов в соответствии с примерным региональным планом специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06.2007 г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.» В связи с тем, что обучающиеся специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам. Программный материал в 9 классе начинается с изучения поэмы С.А.Есенина «Е. Пугачев», а заканчивается изучением комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в разделе «Из литературы 20 века» включено изучение произведений: И. С. Шмелев «Как я стал писателем», Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко, «Всеобщая история», обработанная Сатириконом, Тэффи «Жизнь и воротник», М. А. Осоргин «Пенсне». В 9 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории, роль литературы в духовной жизни общества.

Литература — ведущая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В соответствии с этим целью литературного образования становится:- формирование представлений о специфике литературы как искусства слова;- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;- развитие эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса;- формирование навыков анализа и интерпретации литературного произведения;- формирование общего представления об историко-литературном процессе. Задачи литературного образования:- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;- развитие читательской компетенции обучающихся;- освоение необходимых для понимания специфики произведений теоретико-литературных понятий;- вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала. Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах:- создание связного высказывания по теме;- сжатый и подробный пересказ отрывка произведения или полного произведения;- анализ эпизода;- анализ поэтического текста;- выразительное чтение наизусть;- составление плана произведения;- письменный ответ на вопрос;- написание сочинения;- выполнение тестового задания.Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета. Требования к умениям и навыкам учащихся 9-го класса. В результате изучения литературы обучающийся должен:знать / понимать:- образную природу словесного искусства;- содержание изученных литературных произведений;- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова;- изученные теоретико – литературные понятия.Уметь:- воспринимать и анализировать художественный текст;- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного;- определять род и жанр литературного произведения;- выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;- выявить авторскую позицию;- выражать свое отношение к прочитанному;- выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;- владеть различными видами пересказа;- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).Содержание тем учебного курса.1. Из русской литературы 20 века.С.А.Есенин. (2ч.)Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.Учащиеся должны знать:- факты и сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина;- содержание художественного произведения;- определение драматической поэмы;- идейное своеобразие произведения;- художественные особенности поэмы.Должны уметь:- анализировать и оценивать образы героев поэмы;- выделять главную мысль произведения;- сопоставлять образ Е.Пугачева в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Использовать в практической деятельности:- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;- выявления художественных особенностей лирического произведения;- сравнения произведений разных литературных жанров.И .С. Шмелев. (2)Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально — биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).Учащиеся должны знать:- факты и сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева;- содержание рассказа, задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего произведения.Должны уметь:- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.Использовать в практической деятельности:- умение работать с текстом и создавать свой по аналогии.Приобретать опыт:- развитие творческих способностей.Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки). (1). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.Учащиеся должны знать:- понятие о сатире и юморе;- факты и сведения о жизни Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко.Должны уметь:- пересказывать основные узловые сцены;- выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.Использовать в практической деятельности:- участие в диалоге.Приобретать опыт:- выявление художественных особенностей произведения.М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (2).Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.Учащиеся должны знать:- содержание рассказов.Должны уметь:- понимать юмор и сатиру в художественном произведении;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.Использовать в практической деятельности:- анализ сцен;- пересказ эпизодов.Приобретать опыт:- поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- участия в диалоге по проблеме.М.А.Осоргин. (2ч.) Краткий рассказ о писателе.«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.Учащиеся должны знать:- биографию писателя;- художественные особенности рассказа.Должны уметь:- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия;- уметь писать мини-сочинение на литературную тему.Использовать в практической деятельности:- анализа художественного произведения;- создание связного текста на заданную тему.Приобретать опыт:- участие в диалоге;- поиска нужной информации об авторе.А.Т.Твардовский. (4ч.)Краткий рассказ о писателе.«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.Учащиеся должны знать:- основные факты и сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского;- творческую историю поэмы «Василий Теркин»;- содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;- художественные приемы и средства языка;- понятие «фольклор и литература»;- понятие «авторские отступления как элемент композиции»;- роль поэмы «Василий Теркин» во время Великой Отечественной войны;- фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения;- какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом.Должны уметь:- выразительно читать главы поэмы, в том числе и наизусть;- анализировать основные узловые сцены поэмы, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции, образа персонажа);- анализировать язык произведения;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- писать сочинение-характеристику образа-персонажа.Использовать в практической деятельности:- анализ узловых сцен;- умение работать с текстом;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образа героя;- выявление основных черт характера героя;- выявление художественных особенностей поэмы;- оценки значимости художественного произведения.А.П.Платонов.(4ч.)Краткий рассказ о жизни писателя.«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.Учащиеся должны знать:- основные факты и сведения о жизни и творчестве А.П.Платонова;- сюжет, герои рассказа;- идейные особенности рассказа (утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны);- основные особенности языка Платонова;- выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.Должны уметь:- осознанно читать произведение, выделять главную мысль;- пересказывать узловые моменты;- анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами; — отвечать на проблемные вопросы;- давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.Использовать в практической деятельности:- комплексную работу с художественным текстом;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведения.Литература народов России. М. Карим (1 час).Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского. Учащиеся должны знать: — основные факты и сведения о жизни и творчестве писателя;- сюжет, герои поэмы.Должны уметь:- осознанно читать произведение, выделять главную мысль;- отвечать на проблемные вопросы. Использовать в практической деятельности:- комплексную работу с художественным текстом;- участие в диалоге по проблеме.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведения. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(2).Традиции в изображении народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Учащиеся должны знать:- значение подвига русского народа в Великой Отечественной войне;- о тяжелых испытаниях страны в военное время;- какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом;- героические и лирические песни в годы Великой Отечественной войны;- призывно-воодушевленный характер песен (выражение в песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата);- авторов, чье творчество посвящено прославлению мужества советского солдата.Должны уметь:- читать выразительно (в том числе и наизусть) стихи о войне;- анализировать язык стихотворного произведения;- отвечать на проблемные вопросы по произведению.Использовать в практической деятельности:- выразительные средства языка;- поиска нужной информации об авторе.Приобретать опыт:- анализа лирического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки значимости произведений.В. П. Астафьев. (4 ч.)Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.Учащиеся должны знать:- основные факты и сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева;- особенности композиции рассказа;- содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;- идейное своеобразие рассказа;- понятие герой-повествователь;- основные особенности языка;- факты биографии писателя, отразившиеся в рассказе.Должны уметь:- осознанно читать произведение;- воспроизвести программное произведения, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;- анализировать основные узловые моменты;- составлять план произведения;- анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;- анализировать поступки персонажей произведения;- делать сравнительную характеристику героев;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- понимать авторское отношение к изображаемому;- уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.Использовать в практической деятельности:- комплексную работу с художественным текстом;- описание героев;- сравнительная характеристика;- анализ узловых сцен;- пересказ эпизода;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественного произведения;- анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;- выявления основных черт характера героя.Русские поэты о Родине, родной природе.( 3).И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.Учащиеся должны знать:- гражданскую поэзию русских поэтов и поэтов Русского зарубежья;- содержание изученных стихотворений;- отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;- специфические черты лирического произведения;- основные темы лирики русских поэтов.Должны уметь:- анализировать тему стихотворений;- выразительно читать стихотворения, в том числе и наизусть;- выделять основные мотивы стихотворений;- находить изобразительно-выразительные средства языка;- выявлять особенности авторского отношения к Родине, родной природе.Использовать в практической деятельности:- выразительные средства языка;- поиска нужной информации об авторе.Приобретать опыт:- анализа лирического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки значимости лирических произведений В.С. Высоцкий (1 час). Слово о поэте. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.Учащиеся должны знать:- содержание изученных стихотворений;- отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;- специфические черты лирического произведения.Должны уметь:- анализировать тему стихотворений;- выразительно читать стихотворения;- находить изобразительно-выразительные средства языка.Использовать в практической деятельности:- выразительные средства языка;- поиска нужной информации об авторе.Приобретать опыт:- анализа лирического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки значимости лирических произведений.Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. (3 ч.) Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. Учащиеся должны знать:- влияние эпохи Возрождения на последующую культуру человечества;- о жизни и творчестве У. Шекспира;- об исторической обстановке;- конфликт как основа сюжета драматического произведения;- содержание драматического произведения;- обозначить «вечные» проблемы в творчестве У. Шекспира;- сонет как форма лирической поэзии.Должны уметь:- выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть);- анализировать образы главных героев;- анализировать основные узловые сцены трагедии;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей. Использовать в практической деятельности:- поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- анализ сцен;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста на заданную проблему.Приобретать опыт:- анализа драматического произведения;- анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;- оценки эстетической значимости художественного произведения.Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (1 час). Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров».

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. Учащиеся должны знать:- своеобразие новеллы;Должны уметь:- осознанно читать произведение; давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия.Использовать в практической деятельности:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведения.Приобретать опыт:- участия в диалоге по проблеме.Ж.Б.Мольер. (2). Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве». 17 век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Учащиеся должны знать: — понятие о классицизме как литературном направлении;- об исторической обстановке;- понятие о сатире;- жизнь и творчество Ж.Б.Мольера;- развивать представления о драматическом произведении;- злободневность и актуальность комедии;- содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события.Должны уметь:- осознанно читать произведение;- анализировать основные моменты;- отвечать на проблемные вопросы по комедии;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.Использовать в практической деятельности:- поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- анализ сцен;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста на заданную проблему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведения- анализа драматического произведения.Свифт.(2). Краткий рассказ о писателе.«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество Д. Свифта;- об исторической обстановке;- злободневность и актуальность сатирического произведения;- содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям.Должны уметь: - осознанно читать произведение, выделять главную мысль в каждой главе;- анализировать основные узловые сцены романа;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.Использовать в практической деятельности:- анализ узловых сцен;- умение работать с текстом;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведенияВальтер Скотт.(1).Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество В. Скотта;- своеобразие исторического романа «Айвенго»;- история и вымысел в романе;- содержание художественного произведения.Должны уметь:- осознанно читать произведение;- анализировать основные узловые сцены романа;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия.Использовать в практической деятельности:- анализ сцен;- пересказ эпизодов.Приобретать опыт:- поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- участия в диалоге по проблеме.3.Из Древнерусской литературы. (5).Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению. Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о полку Игореве».Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве».Учащиеся должны знать:- отличительные особенности древнерусской литературы;- историю открытия «Слова о полку Игореве» и событий, нашедших отражение в нем; — исследования «Слова» и его переводы;- образ Русской земли в «Слове…»;- слово как жанр древнерусской литературы;- фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения;- система образов произведения;- композиционные особенности произведения; — художественные приемы и средства языка;- идейное своеобразие произведения, своеобразие «Слова…».Должны уметь:- выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;- пересказывать основные узловые моменты, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции);- создавать план указанного отрывка;- анализировать образы героев;- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.Использовать в практической деятельности:- анализ узловых сцен;- умение работать с текстом;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- выявление художественных особенностей произведения;- анализа художественных приемов раскрытия героев;- оценки эстетической значимости художественного произведения.4. Из литературы 18 века. (4).Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова.Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество М.В.Ломоносова;- классицизм в русской литературе 18 века;- традиционно сохраненные и новаторские черты русской литературы 18 века;- Ломоносов — реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров;- ода как жанр лирической поэзии;- идейное своеобразие произведений;- прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова.Должны уметь:- выразительно читать изученное произведение (в том числе и наизусть);- выделять основные мотивы оды;- определять стихотворный размер;- составлять идейно-композиционный план, отражающий ведущие темы од;- выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания;- выявлять тему и идею;- понимать авторское отношение к изображаемому; — отвечать на проблемные вопросы по произведению;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления. Использовать в практической деятельности:- анализ художественного произведения;- поиска нужной информации об авторе (справочной литературы);- создание связного текста.Приобретать опыт:- выявление художественных особенностей оды;- оценки эстетической значимости художественного произведения;- участие в диалоге по проблеме.Г.Р.Державин. (2).Жизнь и творчество.«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество Г.Р.Державина;- содержание изученных произведений;- новаторство Г.Р.Державина;- композиционные особенности произведения;- идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина;- идейное своеобразие произведений;- историю создания произведений; — отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение. Должны уметь:- выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть; — анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- выявлять тему и идею;- анализировать язык стихотворного произведения;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.Использовать в практической деятельности:- выразительные средства языка;- поиска нужной информации об авторе.Приобретать опыт:- анализа лирического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки значимости лирических произведений.А.А.Радищев. (2).Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.Учащиеся должны знать:- понятие о сентиментализме как художественном направлении;- знать основные факты и сведения о жизни и творчестве А.А.Радищева;- историю создания «Путешествия…»;- жанр путешествия;- обличительный смысл произведения;- изображение российской действительности;- знать содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;- композиционные особенности произведения.Должны уметь:- прочитать произведение и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;- выделять главную мысль в каждой главе;- анализировать образы героев;- понимать авторское отношение к изображаемому;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.Использовать в практической деятельности:поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- анализ сцен;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста на заданную проблему.Приобретать опыт:- анализа художественных приемов раскрытия образов героев;- оценки значимости художественного произведения.Н.М.Карамзин.(4).Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общече-ловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество Н.М.Карамзина;- сентиментализм как литературное направление;- внимание писателя к внутренней жизни человека; утверждение общечеловеческих ценностей;- содержание художественного произведения основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;- композиционные особенности повествования.Должны уметь:- пересказывать узловые моменты;- анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;- анализировать поступки персонажей произведения;- выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных способностей;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления;- писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения. Использовать в практической деятельности:- комплексную работу с художественным текстом;- описание героев;- сравнительная характеристика;- анализ узловых сцен;- пересказ эпизода;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.Приобретать опыт:- анализа художественного произведения;- анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;- оценки эстетической значимости художественного произведения. 5. Из русской литературы 19 века. (3)Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.В.А. Жуковский.Жизнь и творчество.«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.Р.К. Декабристы в Кургане. (1).Учащиеся должны знать:- характеристику русской и мировой литературы 19 века;- поэзия, проза драматургия 19 века;- русская критика, публицистика, мемуарная литература;- жизнь и творчество В.А.Жуковского;- романтизм как литературное направление;- баллады и элегии в творчестве В.А.Жуковского;- отличие романтизма от классицизма и сентиментализма;- возможности поэтического языка романтика;- язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.- художественное своеобразие баллад.Должны уметь:- выразительно читать произведения;- анализировать языковые особенности элегии, баллады; — выявлять главную мысль произведения;- анализировать образы героев произведения;- соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.Использовать в практической деятельности: — умение работать с текстом;- участие в диалоге по проблеме;- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;- выразительные средства языка.Приобретать опыт:- анализа лирического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки значимости произведений.А.С.Грибоедов.(9).Жизнь и творчество.«Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».Учащиеся должны знать:- жизнь и творчество А.С. Грибоедова;- творческую историю комедии «Горе от ума»;- специфику жанра комедии;- содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;- язык комедии, особенности композиции; — смысл названия и проблема ума в комедии;- Чацкий и фамусовская Москва;- нравственный конфликт в комедии;- «Век нынешний и век минувший»;- мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и другие);- черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность языка;- анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;- новаторство и традиции в комедии.Должны уметь:- выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;- анализировать основные узловые сцены комедии, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции); — анализировать монологи, эпизоды-сцены;- давать социально-психологическую характеристику персонажа;- анализировать произведение с учетом особенностей его художественного метода;- выявлять черты классицизма, реализма и романтизма в произведении;- конспектировать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;- давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;- писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии комедии.Использовать в практической деятельности:- комплексную работу с художественным текстом;- выразительные средства языка;- поиска нужной информации об авторе (справочная литература);- анализ узловых сцен;- участие в диалоге по проблеме.- создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учетом норм русского литературного языка.Приобретать опыт:- выявление художественных особенностей комедии;- анализа драматического произведения;- выявление художественных особенностей лирических произведений;- оценки эстетической значимости художественного произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.1. «Закон об образовании» РФ, ст. 32, п. 2.2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования..6. Литература. Примерная программа на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). — М.: Минобразования и науки РФ, 2005.7. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-11классы (базовый уровень); 10 — 11классы (профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006.8. Литература. 8кл. Учебник — хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В2ч. Ч. 2/Авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение»,2003.9. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение», 2008.10. И.В. Золотарева, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005.11. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2000.12.И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9класс, Москва, «ВАКО», 2008.13. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.). 1 и 2 части. Курган, 2000.14. Литература 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. Я. Коровина.Москва «Просвещение» 2003.15. Фогельсон И.А. Русская литература: Книга для самостоятельной работы учащихся. Москва: Просвещение,2006.

Учебно-тематический план. 9 класс. Литература.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

творческих практических работ

контрольных работ

1

Из русской литературы 20 века.

27

1

1

2

Из зарубежной литературы.

9

3

Введение.

1

4

Из древнерусской литературы.

3

1

1

5

Из русской литературы 18 века.

13

1

1

6

Из русской литературы 19 века.

12

1

1

7

Региональный компонент.

3

Итого

68

4

4

Дата

Кол-во часов

Тематическое планирование.

Литература 9 класс.

Тема урока. 2 часа.

Основные понятия

1-2

2

С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Драматическая поэма (начальные представления)

3-4

2

И. С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально — биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

5

1

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

6-7

2

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

8-9

2

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

10-11

2

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Фольклор и литература. Авторские отступления

12

1

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

13

1

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

14-15

2

А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

16-17

2

Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

18-20

3

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические

героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

21-22

2

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.

Герой-повествователь.

23-24

2

Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

25-26

2

Русские поэты о Родине, родной природе.(2). И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

27-28

2

Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

29-30

2

Уильям Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Сонет как форма лирической поэзии.

31-32

2

Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

33-34

2

Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» . 17 век-эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Классицизм. Сатира.

35-36

2

Свифт.Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

37

1

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

38-39

2

Из Древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.

Слово как жанр древнерусской лит-ры

40

1

Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению.

41-42

2

Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о полку Игореве».

Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве».

43-46

4

Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова.

Ода как жанр лирической поэзии.

47-48

2

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник».

Традиции Горация.

49

1

Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

50-51

2

А.А.Радищев.Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Жанр путешествия,

52-

4

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Сентиментализм.

55

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

56-58

3

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не

поддавшейся губительным чарам.

59

1

Р.К. Декабристы в Кургане.

Баллада.

60-62

3

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество. «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

63-65

3

Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

66-68



Страницы: 1 | 2 | Весь текст