Рабочая программа по Основам светской этики

«Золотое правило нравственности»

ролевая игра

31 – 34

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Выступление учащихся со своими творческими работами:

«Мое отношение к миру»,

«Мое отношение к людям»,

«Мое отношение к России»,

«С чего начинается Родина»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» и т.д.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

 вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Литература

Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 кл. (Э.П.Козлов, автор — руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 кл. (Э.П.Козлов, автор — руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 кл. (Э.П.Козлов, автор — руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. (Э.П.Козлов, автор — руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности. 1 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности. 3 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.) — Москва: Новый учебник, 2007.

Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10-11 кл. Русское слово 2001

Грамматика нравственности 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Грамматика нравственности 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Грамматика нравственности 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Грамматика нравственности 8 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Грамматика нравственности 9 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Грамматика нравственности. Методическое пособие для учителей 5-9 классов. Под ред. Э.П.Козлова. — М., Новый учебник, 2007.

Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. Учебник. 10-11 кл. Дрофа 2002

Дягилев В.В. Занимательная философия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. — М.: Изд. центр АЗ, 1995.

Козлов Э.П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. М.: Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. Мнемозина.2003

Мартышин В.С. Моя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. Библиотека журнала «Воспитание школьников». — М.: Школьная Пресса, 2000.

Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов. Под ред. Э.П.Козлова. — М., 2007. Предисловие С.В.Михалкова — Москва: Новый учебник, 2007.

Прикладная этика. 10-11 классы: элективный курс / авт.-сост. Г.Ю. Лазновская. — Волгоград: Учитель, 2007.

Шемшурина А. И. История развития  русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с учащимися 11 класса. Часть вторая // Этическое воспитание №4, 2006. — 96 с.

Шемшурина А. И. История развития русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с учащимися 11 класса. Часть первая // Этическое воспитание №3, 2006. — 96 с.

Шемшурина А. И. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 1 // Этическое воспитание №5, 2005. -  96 с.

Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание №1, 2007. — 96 с.

Шемшурина А. И.. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 2 // Этическое воспитание №6, 2005. — 96 с.

Шемшурина А.И. Методическое пособие. Диалоги о главном. Этический урок как средство воспитания: Изд-во: «Я вхожу в мир искусств». М., 2000.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 112 с.

Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8-м классе: Учеб.-метод. Пособие. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 88 с.

Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9-м классе: Учеб.-метод. Пособие. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 96 с.

Шемшурина А.И. Этические диалоги о главном. Книга для учащихся 9-11 классов // Этическое воспитание №7, 2007. — 96 с.

Шемшурина А.И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое пособие для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.

Шемшурина А.И. Этические диалоги с учащимися 7 класса. Методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2002.

Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». — М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.

Этика и воспитание. Методическое пособие // Под ред. Шемшуриной А.И. Изд-во «Я вхожу в мир искусств». М., 2001.

Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

Янушкявичус Р.В., Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. — М.: ПРО-ПРЕСС, 1998 — 2007.

Дополнительная литература по этике.

Беляева Е. В. Этика: Курс лекций. 2-е издание/Беляева Е. В. — Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 67 с

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайныэффективного взаимодействия. СПб., 2006.

Гуревич П.С. Введение в философию. — М., 1997.

Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987..

Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе (теория и международный опыт в отечественной перспективе) С-Пб, Изд-во «Апостольский город». 2005

Лесков Л. В. Космическое будущее человечества. М., 1996.

Липский Б.И., Карпунин В.А. и др. Начала философии. Раздел I. «Мир». Раздел II. «Человек». Учебное пособие. 10 кл. Иван Федоров 2001

Липский Б.И., Сергейчик Е.М., Карпунин В.А. Начала философии. Раздел III. «Общество». Учебное пособие. 11 кл. Иван Федоров 2001

Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991

Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 класс. Методическое пособие. Дрофа 2000-2001

Малышевский А.Ф. Ведение в философию. Учебник. 10-11 кл. Дрофа 2001[1]

Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. — М.,1997.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

Основы этических знаний. — СПб., 1998.

Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.

Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. Основы культурологии. Учебное пособие. 11 кл. АСТ-Астрель 2002.

Прикладная этика. Под. ред. Зеленковой И. Л. — Мн., 2002.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

Соловьев В. С. Оправдание добра. // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. М.. 1988.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Этика. Под ред. Гусейнова А. А. — М., 2000.

Этика. Под ред. Мишаткиной Т. В. — Мн., 2002.

Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.

Юнг К. Психологические типы. СПб. — М., 1995.

Литература для уроков

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”.

Агния Барто. Стихи

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.

Андерсен Х.-К. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала.

Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы.

Бажов. П. П. Серебряное копытце.

Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору).

Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета.

Библия для детей.

Благинина.Е. Посидим в тишине.

Брагин В.В. стране дремучих трав.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору).

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Дж.Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Ефремов И. Один роман по выбору.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”.

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

Киплинг Р. Книга джунглей.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Кукушка. Ненецкая сказка.

Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Двенадцать месяцев.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Мифы народов мира. Мифы древней Греции.

Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Можейко И.В. 1185 год.

Некрасов А.С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Нестеров В. Связь времен.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).

Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Осеева В. Волшебное слово. Сборник

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору).

Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.

Сахарное С.В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сергей Михалков. Стихи для и рассказы детей.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

Сказки народов мира (7–10).

Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др.

Токмакова.И. Живи елочка.

Токмакова.И. Рукавички.

Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.

Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

Толстой Л. Лев и собачка.

Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Туве Янсон. Шляпа Волшебника. Муми-тролль и комета. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.



Страницы: Первая | ← Назад | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст