Рабочая программа по Основам православной культуры 4-8 класс

Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

от .08.2012г

Протокол №

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от .08.2012г

Протокол №

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от .09.2012г №

Директор школы…………………/Климова В.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Усовой Людмилы Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

по основам православной культуры

4-5-6-7-8 классы

Согласована

Зам.директора по УВР

…………./Соловьёвой Т.М./

……………..сентября 2012г

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4-8 классов составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы 5-8 разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном

Актуальность проблемы духовно-нравственного просвещения.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской подростковой преступности, суицида, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием.

Особую важность в условиях развернувшейся с помощью СМИ наступательной вестернизации образа жизни и образа мысли наших сограждан приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.

Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и чтобы не потеряться в общем доме всех народов, мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием. Отсюда вытекает задача формирования культуросообразной личности.

Но Православие не только культурообразующая компонента отечественной цивилизации, но и государствообразующая религия. Огромнейшее же число современных деструктивных сект, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.

Современная педагогика зажата в тисках технократизма и информационного инструментализма. Поэтому существует острая потребность в разработке «технологии духовности», когда запускаются в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища, на которую проявляется повышенный спрос, отличающаяся трезвым взглядом, умеющим выходить на личность с ее внутренним миром, неповторимостью.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

Национальная доктрина образования;

Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Основные направления работы по духовно-нравственному просвещению.

Работа с детьми и подростками.

Работа с семьей, родителями.

Работа с педагогами.

Работа с детьми и подростками охватывает все типы образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений начального профессионального образования. Она предполагает разнообразные формы, а именно:

а) введение знаний по духовно-нравственной проблематике в преподавание традиционных учебных дисциплин, прежде всего гуманитарной направленности (истории, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки);

б) введение факультативов духовно-нравственной направленности;

в) организацию внеклассной воспитательной работы в образовательных учреждениях на принципах духовно-нравственного просвещения (подготовка к праздникам Рождества Христова и Пасхи; работа кружков духовно-нравственной направленности и т. д.).

Формы работы с семьей и родителями: тематические родительские собрания, городской родительский семинар, привлечение родителей к паломническим поездкам по святым местам родного края, организация соответствующих передач на радио и ТВ.

Работа с педагогами:

педагогические советы по вопросам духовно-нравственного воспитания;

курсы при ВОИПКиПРО для учителей, ведущих работу по духовно-нравственному просвещению;

епархиальные двухгодичные курсы для педагогов;

проведение ежегодных педагогических конференций по данной тематике;

проведение областных, городских и районных семинаров для педагогов;

организация открытых уроков с последующим обсуждением;

ведение постоянной рубрики в газете «Вестник просвещения»«Духовно-нравственное воспитание»;

организация консультаций для педагогов при Центре духовно-нравственного образования и воспитания ВОИПКиПРО;

организация методической помощи в вопросах духовного воспитания на базе районных и городских информационно-методических центров.

Механизм реализации программы.

Вопросы организации духовно-нравственного просвещения в образовательных учреждениях области решаются совместно Главным управлением образования и епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации на основе действующего между ними договора (дата) с соблюдением всех законодательных актов РФ.

Исполнительный орган – постоянно действующая Комиссия Главного управления образования, епархиального Отдела религиозного образования и ВОИПКиПРО.

Для разработки теоретических основ, учебных программ и организации методического обеспечения, сбора и обобщения имеющегося опыта создается Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) при ВОИПКиПРО – «Лаборатория по духовно-нравственному просвещению» из представителей Главного управления образования, епархии, ученых, педагогов-практиков.

Для комплексного апробирования программ по духовно-нравственному просвещению необходимо развернуть сеть экспериментальных площадок во всех типах учебных заведений. Особенное внимание следует уделить интернатам как общеобразовательным учреждениям, имеющим свою специфику в проведении воспитательной работы.

Для развития работы по реализации программы необходимо поднять престиж педагогов, работающих в этом направлении, с помощью системы поощрений: моральных (грамоты, конкурсы) и материальных (книги, экскурсионные поездки, призы и т. д.).

Принципы работы по реализации программы.

Вся работа осуществляется в тесном сотрудничестве светской системы образования и Русской Православной Церкви.

Во избежание проникновения в образовательные учреждения сектантов, педагоги, ведущие занятия духовно-нравственной направленности, допускаются к их проведению только при условии прохождения соответствующих курсов на базе ВОИПКиПРО и при наличии письменной рекомендации епархиального Отдела религиозного образования и катехизации.

Постепенность поэтапной работы с соблюдением принципов преемственности в реализации программы.

Отказ от унификации форм. Формы должны быть разнообразными и применяться в соответствии с имеющимися условиями.

Учет желаний родителей и обучающихся.

Согласованность всех направлений работы.

Добровольность участия исполнителей.

Охват всех типов образовательных учреждений, в том числе и системы дополнительного образования.

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки не выставляются.

Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

от .08.2012г

Протокол №

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ Подгоренская СОШ

от .08.2012г

Протокол №

Утверждена

приказом директора

МКОУ Подгоренская СОШ

от .09.2012г №

Директор школы…………………/Климова В.Н./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Усовой Людмилы Николаевны,

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ Подгоренская СОШ

по основам православной культуры

4 класс

Согласована

Зам.директора по УВР

…………./Соловьёвой Т.М./

……………..сентября 2012г

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.

Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.

Законодательная база духовно-нравственного просвещения.

Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);

Национальная доктрина образования;

Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;

Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;

Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);

Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.

Цель программы: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире. 

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;

знакомить с основами православной культуры;

раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся

1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

4. Искусство

Изобразительное искусство:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.

Формы контроля

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование. По предмету оценки не выставляются.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина.

1

2

Культура и религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

1

4

Православие и молитва.

1

5

Библия и Евангелие.

1

6

Проповедь Христа.

1

7

Христос и его крест.

1

8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст