Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 9 класса

Рабочая программа курса химии 9 класс,

разработанная на основе

Примерной программы основного общего образования

по химии,

Программы курса химии для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений

(автор О.С. Габриелян, 2010)

и государственного образовательного стандарта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.

В настоящей программе предложена следующая структура курса химии.

В 9 классе более подробно изучаются металлы их сплавы, получение, коррозия, их физические и химические свойства. Неметаллы рассматриваются как элементы в клетках живых организмов, понятие соединений галогенов их получение, биологическое назначение и применение, также рассматриваются кислородосодержащие соединения.

Вводятся первые понятия органической химии: предельные и непредельные углеводороды, аминокислоты, белки, жиры, эфиры их применение. Продолжается решение экспериментальных задач, построение и решение цепочек химических превращений.

В соответствии с предлагаемой программой курс химии должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химические эксперименты; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии, как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу человеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, в сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ.

На изучение курса химии по предлагаемой программе отводится 68 часов за учебный год (2 часа в неделю) из них:

- контрольных работ – 4 часа.

После окончания изучения курса предполагается его повторение и обобщение.

Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по химии, являющийся важным вкладом в создании интеллектуального потенциала страны. Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

- овладение знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах химической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения химических законов;

- формировании интереса учащегося к химии и реакциям, развитие творческих способностей, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии

- понимание роли практики в познании химических явлений и законов;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Ученик должен:

1. Уметь охарактеризовать химические элементы по положению в таблице Д.И. Менделеева.

2. Знать генетические ряды металлов и неметаллов. Значение Периодического закона Д. И. Менделеева.

3. Сплавы и свойства металлов. Ряд активности металлов. Способы получения металлов. Общие понятия о коррозии металлов

4. Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух, кислород, озон.

5. Галогены их строение и степень окисления, их физические и химические свойства. Получение галогенов, биологическое значение и применение.

6. Элементы 5, 6, 7 группы периодической системы Д.И. Менделеева.

7. Предмет органической химии. Предельные и непредельные углеводороды. Жиры, спирты, углероды и аминокислоты.

8. Решение задач и упражнений.

Учебно-методический комплект.

1. Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст]./ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа 2010,2011.

2. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области [Текст]./ Волгоград.- Учитель,2006.

3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: методическое пособие [Текст]./ О.С. Габриелян.- М.: Дрофа 2006.

4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь [Текст] / О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2010, 2011.

5. Химия: поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна[Текст] / авт.-сост. В.Г. Денисова. Волгоград.- Учитель,2003.

6. Химия: тематическое и поурочное планирование по химии по учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». [Текст]./ авт.-сост. О. Р. Гуревич — М.: Дрофа 2006.

7. Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна химия-9[Текст]./ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.- М.: Дрофа 2008,2009.

8 . Денисова В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы [Текст]./ В. Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2004.

9. Ширшина Н.В. Химия 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации [Текст] / Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2004.

10.Занимательные задания и эффективные опыты по химии [Текст]./Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- М.: Дрофа 2002.

11. Ширина Н. В. Химия для гуманитариев [Текст] / Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2004.

12. Электронные ресурсы (CD): «Химия элементов», «Химия для гуманитариев», «Дидактический и раздаточный материал. Химия 10-11 классы» (авт. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2006-2008.)

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные сокращения:

при классификации типов уроков:

урок ознакомления с новым материалом — УОНМ;

урок применения знаний и умений — УПЗУ;

комбинированный урок — КУ;

урок-семинар — УС;

урок-лекция — Л;

урок контроля знаний — К.

при оформлении рабочей программы:

дидактические материалы – ДМ.

домашнее задание — ДЗ.

демонстрации – Д.

практическая работа — ПР.

контрольная работа – КР.

периодическая система химических элементов – ПСХЭ.

окислительно-востановительные реакции – ОВР.

Поурочное тематическое планирование

курса химии 9 класс.

Содержание.

1. Повторение 8 класс, ОВР-8 класс (7 часов).

Знать:

— периодический закон;

— важнейшие химические понятия: электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, амфотерность.

Уметь:

— объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

— объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

— объяснять сущность реакций ионного обмена;

-характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

— определять возможность протекания реакций ионного обмена;

— составлять уравнения химических реакций.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

2. Металлы (17 часов).

Знать:

- положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева;

- общие физические и химические свойства металлов и основные способы их

получения;

- основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и

щелочноземельных металлов, алюминия;

- качественные реакции на важнейшие катионы.

Уметь:

- характеризовать общие свойства металлов на основе положения их в

электрохимическом ряду напряжения металлов;

- давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

- вычислять массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного;

— обращаться с лабораторным оборудованием;

— соблюдать правила техники безопасности;

— распознавать важнейшие катионы.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

3. Неметаллы (25 часов).

Знать:

— положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева.

— устройство простейших приборов для получения и собирания газов: водорода, аммиака, кислорода, углекислого газа;

— качественные реакции на важнейшие анионы.

Уметь:

— объяснять явление аллотропии;

- характеризовать свойства галогенов и важнейших химических элементов – серы, азота, фосфора, углерода и кремния;

- вычислять массу или объем продукта реакции по известной массе или объему одного из исходных веществ, содержащего примеси;

- вычислять массу, объем и количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке.

- обращаться с лабораторным оборудованием;

- соблюдать правила техники безопасности;

- определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат – ионы, ионы аммония.

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

4. Первоначальные представления об органических веществах (13 часов).

Знать:

- виды связей (одинарную, двойную, тройную);

- важнейшие функциональные группы органических веществ;

- номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

- иметь понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Уметь:

- составлять формулы изомеров основных классов органических веществ;

- находить, определять из предложенных формул изомеры и гомологи.

Углеводороды: метан, этан, этен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах (полиэтилен, белки).

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

5. Химия и жизнь (6 часов).

Знать:

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус )].

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

Демонстрации. Образцы пластмасс и волокон. Коллекция «Природные источники углеводородов».

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Знать важнейшие химические понятия: химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь охарактеризовать:

— химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

- связь между составом, строением и свойствами веществ;

- химические свойства основных классов неорганических веществ. Уметь определять:

- состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений;

- типы химических реакций;

- валентность и степень окисления элемента в соединениях;

- тип химической связи в соединениях,

- возможность протекания реакций ионного обмена; составлять:

- формулы неорганических соединений изученных классов;

- схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

-уравнения химических реакций.

Периодическая система Д.И.Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств.

Классификация химических реакций по различным признакам.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.

Оксиды, гидроксиды, кислоты и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и представлений о процессах окисления-восстановления.

Тематическое планирование 8 класс.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата урока

1

2

3

4

Повторение 8 класс, ОВР-8 класс (7 часов).

1.

ОВР

1

2.

ОВР

1

3.

Составление уравнений ОВР

1

4.

Упражнение в составлении уравнений ОВР.

1

5.

Характеристика элементов по положению в ПСХЭ.

1

6.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст